Posted 2 сентября 2013,, 09:07

Published 2 сентября 2013,, 09:07

Modified 31 марта, 17:30

Updated 31 марта, 17:30

Бомбить нельзя простить

2 сентября 2013, 09:07
Для многих западных политологов, продолжающих рассматривать Россию как «империю зла», не так важна сама ситуация в Сирии, как позиция по этой проблеме нелюбимой ими Москвы. При этом степень русофобии иногда просто зашкаливает.

Если в России практически нет людей, поддерживающих бомбардировку Сирии в отместку за применение химического оружия под Дамаском, то общественное мнение на Западе, причем не только в США, но и Европе, не столь единодушно по этому вопросу.

«Я вполне понимаю сантименты людей, выступающих за бомбардировку Сирии, и из этого отнюдь не следует, что я считаю, что после свержения режима Башира Асада в Сирии наступит стабильность. Я так не думаю, вероятность прихода к власти в этом случае исламских радикалов очень велика» – заявил в комментарии для «Росбалта» директор Научного германо-российского форума, известный немецкий политолог, профессор Александр Рар.

По мнению немецкого эксперта, использование химического оружия нельзя оставлять безнаказанным. «От этого оружия погибло огромное количество человек во время первой мировой войны. Человечество просто не может допустить, чтобы это страшное оружие использовалось вновь. Если оставить безнаказанным произошедшее в Сирии, то эта трагедия может повториться в других странах мира!» – убеждает Рар.

При этом политолог отнюдь не считает, что нужно немедленно покарать Асада. «Вначале необходимо провести тщательное расследование, понять сделал ли это сирийский президент или оппозиция. Причем, если это сделала оппозиция, то как ее можно наказать, просто непонятно. В любом случае бомбардировки отнюдь не улучшат ситуацию в Сирии. В то же время нельзя и простить применение химического оружия. Ситуация просто патовая», – сокрушается профессор.

Мнение Александра Рара перекликается с точкой зрения американского политолога Пола Гобла.

«Все зависит от времени и масштаба, и какова будет реакция. Если нанести лишь точечный удар для того, чтобы дать знак, что мир или, по крайней мере, Запад против применения химического оружия, но при этом не сместить Асада, то очень многие в США и, воообще, на Западе зададутся вопросом: «Зачем вообще это делать?». Если же переходить к более решительным действиям, то немедленно возникнет вопрос о том, может ли любая страна в одностороннем порядке менять режим в другой стране. И в этом случае возникнут серьезные проблемы уже другого рода», – отметил в беседе с «Росбалтом» Пол Гобл.

Интересно отметить, что для многих западных политологов, по-прежнему продолжающих рассматривать Россию как «империю зла», в возникшей ситуации даже не так важна Сирия, как позиция по этой проблеме нелюбимой ими Москвы. При этом степень русофобии иногда просто зашкаливает.

Вот, например, как рассуждает известный французский интеллектуал, публицист и философ Бернар-Анри Леви: «Настоящая и самая сложная загадка заключается в мотивах этой страны (России, - «Росбалт»), которая поступает наперекор логике, всему миру и (что для нее в новинку) части собственного общественного мнения (она, как и вся планета, поражена фотографиями отравленных газом детей), удерживая на краю пропасти утопающий по колено в крови режим… Россия – это колосс на глиняных ногах, но все равно колосс, который до недавнего времени царил на Кубе, во Вьетнаме, Средней Азии, на Балканах, в Индии, Ираке, Египте и т.д., не говоря уже о странах Центральной и Восточной Европы, Прибалтике и Финляндии. .. Не осталось совсем ничего. …Россия – побежденная страна, она не может избавиться от ностальгии по былому величию, от которого сейчас осталась только Сирия. И цепляется за нее с той же безумной энергией, с которой ослабленная Франция 1950-х годов держалась за Алжир, не понимая, что потеряла его раз и навсегда».

Во многом схожей позиции придерживается и известный нью-йоркский блогер и публицист, специализирующейся на проблематике СНГ, Кэтрин Энн Фицпатрик. «Я против бомбежек Сирии. Я думаю, что находящийся в смятении Обама, может решиться лишь на точечные удары, которые, вряд ли окажутся эффективными. Согласно католической доктрине, справедливая война – эта та, что приводит к окончанию войны, а в данном случае это не приведет к ее окончанию», – заявила «Росбалту» Фицпатрик.

По ее мнению, вместо того, чтобы заставлять США «сделать что-нибудь», правозащитники и пацифисты должны надавить на Кремль, чтобы он прекратил поддерживать Ассада. «Нужно оставить русских с этой проблемой. Иначе европейские левые следующие 10 лет будут гудеть: «Обама лгал, люди гибли». Это Путин продавал на миллиарды оружие Асаду, пусть и разгребает жар. 19 стран должны оставаться дома, пока Путин «вытягивает» Асада. Они должны бойкотировать встречу и изолировать Путина», – считает нью-йоркский блогер.

Почти диаметрально противоположной позиции придерживается американский политолог Адам Смит Альбион. «Я думаю, что риск от атаки на Сирию перечеркивает возможные плюсы этой операции. Риск возникновения бесконечной «затягивающейся операции» огромен. Хотя Асад и «плохой парень», чисто американская наивность думать, что оппозиция – «хорошие ребята». Я думаю, что Кремль заслуживает даже большей критики за поддержку Асада, но из этого не следует, что они не правы, когда выступают против атаки на Сирию. Я думаю, что русские правы, когда протестуют против того, как США в очередной раз растаптывает в ковбойском стиле международные нормы», – заявил «Росбалту» Адам Смит Альбион.

Итак, учитывая огромный диапазон мнений, позавидовать Бараку Обаме трудно: какое бы он не принял решение, на него все равно обрушится шквал критики. Интересно, что даже если он решится на военную акцию против Сирии, что вызовет бурю возмущения либералов, правые все равно останутся недовольны. Поэтому понятно, что Обама хочет снять с себя единоличную ответственность и переложить ее на Конгресс США.

Однако в этой «игре» возможна еще одна составляющая. Одна из краеугольных идей американского президента, без преувеличения, то с чем он хочет войти в историю – это разработанная им система бесплатного медицинского страхования, что позволит и бедным (как это уже происходит в большинстве развитых западных странах) безвозмездно пользоваться здравоохранением.

Эта инициатива славящегося своими левыми взглядами американского президента встречает просто бешеное сопротивление республиканцев, рассматривающих это новшество как отказ от базовых американских принципов и сползание страны к коммунизму. В США часто можно услышать от крайних республиканцев, что, в то время когда в России отказались от коммунизма, его начинают строить в Америке.

В этой ситуации «коммунист» Барак Обама просто вынужден идти на уступки правым, чтобы не проиграть в главном. Так что именно Сирия может стать «разменной картой» в этой игре. Если это произойдет, то Барак Обама выполнит основную миссию своей жизни - проведение реформы медицинского страхования, но платой за это может стать потеря стабильности во всем мире.

Игорь Ротарь