Posted 8 сентября 2013,, 23:04

Published 8 сентября 2013,, 23:04

Modified 31 марта, 17:24

Updated 31 марта, 17:24

День выборов-2013

8 сентября 2013, 23:04
На выборы губернатора Подмосковья граждане региона шли с неохотой. Не обошлось и без нарушений, а члены Химкинского ТИК придумали свои поправки к выборному законодательству - для въедливых журналистов.

Первыми в Московской области проголосовали жители Балашихи: сразу девять избирательных участков открылись ровно в шесть утра, чтобы солдаты дивизии Дзержинского успели бросить бюллетени в урны перед отправлением на службу в столицу.

Телеканалу «Подмосковье» специально ко дню выборов была предоставлена яркая студия в здании правительства Московской области, где, помимо прочего, располагался штаб врио губернатора Андрея Воробьева. Сияющие от счастья ведущие сообщали, что на нескольких избирательных участках в статусе наблюдателей присутствуют певица Валерия, музыкант Игорь Бутман и актер Сергей Безруков. «В Мособлизбиркоме призывают к максимально прозрачному и открытому голосованию и отмечают, что любой избиратель имеет право фиксировать на избирательном участке все даже на камеру мобильного телефона», - передавали журналисты.

Тем временем социальные сети пестрили сообщениями о массовых нарушениях. Сообщалось, что в Шатуре для выездного голосования назначают только представителей партии «Единая Россия»», а на одном из участков Одинцовского района «нашли три страницы в списке избирателей с несуществующими квартирами».

«На телефоны горячей линии поступает много звонков от избирателей. В тех случаях, где это касается выборов губернатора, нарушения не устанавливаются. Чаще всего избиратели жалуются на то, что им плохо видно текст на бланках, а также спрашивают номер их избирательного участка», - сообщила секретарь Мособлизбиркома на дневной пресс-конференции. Однако общественные организации, «рекрутировавшие» своих наблюдателей на выборы губернатора Подмосковья, утверждали обратное. Так, в движении за права избирателей «Голос» заявляли о «настоящей зоне боевых действий»: на некоторых участках были зафиксированы «карусели», а наблюдателям запрещали вести фото- и видеосъемку.

«Мне есть с чем сравнивать, и, на мой взгляд, нарушений в этот раз даже больше, чем на президентских выборах в 2012 году», - говорит координатор движения «Гражданин наблюдатель» Николай Сумеркин. «Основные проблемы в начале дня были с допуском независимых наблюдателей на участки. Иногда там были фальшивые наблюдатели, так же, как это было на президентских выборах с наблюдателями от Прохорова, когда оформляли людей из администрации вместо независимых наблюдателей, каким-то путем получали их бланки. Дальше пошли проблемы со «вбросами» в Одинцовском, Мытищинском районах и в Балашихе», - добавил он.

УИК №3114. Просторный спортивный зал типичной подмосковной школы. Две молодые девушки, наблюдатели от коммуниста Константина Черемисова, сидят за столом и дрожат от холода – в зале почти уличная температура. Периодически они сменяют друг друга, чтобы сходить в столовую и выпить чашку чая. Разговаривают шепотом – словно боятся членов комиссии. «Вот в холле школы полдня пролежал агитационный плакат Воробьева, на стуле, у всех на виду. Но мы это, наверное, слишком громко обсуждали, и они его тут же убрали», - рассказывает Виктория.

«Это еще что, тут бюллетени при нас пачкой вбросили, мы даже сделать ничего не успели», - вступила в беседу ее напарница.

«Мы звонили нашим кураторам. Они сказали: все понятно, мы перезвоним, но так и не перезвонили. Вполне вероятно, что они в курсе. Они как члены одной секты – все друг про друга знают», – с растерянной улыбкой сказала девушка. – При чем избиратель, который вбросил целую стопку, это не просто человек с улицы, а член комиссии. Он постоянно общается с председателем комиссии, ходит везде», – девушка указала на мужчину в сером свитере.

«Мы даже не ожидали, что они прямо так, внаглую... Да и заснять что-то мы попросту не успели… Он пошел как обычный избиратель голосовать, взял бюллетень, зашел в кабинку, а вышел уже со стопкой». Позже наблюдатель добавила, что обознаться не могла, так как действительно заметила развевающиеся листы в руках у мужчины.

Напоследок она произнесла с беспомощным видом: «Такое чувство, что остальные члены комиссии на нас смотрят иногда и посмеиваются».

На призыв в Интернете откликнулся местный доброволец. С удостоверением журналиста он ездил по участкам в Химках и следил за ситуацией. Заподозрив неладное, «подозреваемый» в фальсификациях мужчина прибежал к столу наблюдателей и, продемонстрировав удостоверение члена территориальной избирательной комиссии, потребовал у всех присутствующих предъявить документы.

Буквально через семь минут в спортивном зале лицея появились двое зрелых мужчин в черных куртках и женщина лет сорока. «Просим вас предъявить удостоверения», - с показной вежливостью отчеканил один из них. Затем они попросили присутствующих журналистов показать редакционное задание. «А-а-а, ну раз нету, тогда до свидания. И нечего здесь шуметь», - констатировали они и принялись отчитывать членов УИК за то, что «по участку ходят непонятные люди». Такие вот неожиданные местные "поправки" к выборному законодательству.

На соседнем участке, в актовом зале той же школы, голосование протекало без эксцессов, в умеренном режиме.

«Ой, а тут даже фотографии даны», – подойдя к стенду, удивленно воскликнула пенсионерка. Находящаяся рядом избирательница, также пожилая, сделала даме замечание: «Потише, тут же люди работают», - и кивнула в сторону пустых столов членов УИК.

«Мда… - серьезно отметила «правильная» бабушка, – Воробьев тут самый симпатичный». «Да уж, пожалуй», - добавила другая. Услышав диалог пожилых избирателей, по лицам членов УИК расплылась широкая улыбка.

«Так, а у этого фамилия какая? Что-то я не разберу», - продолжила одна.

«Да Гудков, от «Яблока».

«Гудков? Вот я за него и проголосую. Но все равно Воробьев победит», - был вынесен вердикт. «Да понятно, что Воробьев», - согласилась вторая.

«Одни пенсионеры голосуют, урна едва заполняется, какие тут могут быть нарушения», - сетовали наблюдатели.

УИК №3153, в лицее неподалеку, оказался полной противоположностью. Тишина и спокойствие сопровождали наблюдателей по ходу всего дня голосования. Только небольшой магнитофон, отбивающий бодрый ритм отечественных музыкальных хитов, спасал их крепкого сна. Наблюдатели наперебой жаловались на низкую явку.

«Мало, мало, мало молодежи приходит. Не умеют работать сейчас с молодежью. Нужно было дойти до каждого человека!», - сокрушалась женщина-наблюдатель от врио губернатора Московской области.

«Простите пожалуйста, но вы говорите абсолютную чушь», - вдруг возразил ей ее «коллега»-«коммунист» лет 19.

"Где же в конце концов интерес к будущему Московской области? К будущему нашей медицины, учебы?», - настаивала женщина.

Парень возразил: «Вы хотите сказать, что выборы губернатора влияют на медицину и учебу? Не смешите меня, пожалуйста».

На одном из участков явка была настолько ничтожна, что УИК покинули даже наблюдатели, сместившись ближе к столовой. «Да нам бы хоть 20% голосующих набрать. Вообще никто не идет. Вот, сижу, телефон четвертый раз уже заряжаю: аккумулятор быстро садится от этой дебильной игры», - показывает экран своего смартфона с яркими периодически лопающимися шариками молодой наблюдатель от партии власти.

Вдруг – оживление. К столу подходит пенсионер с требованием «позвать наблюдателей от КПРФ». Подойти к нему смогли лишь представители партии ЛДПР, две хрупкие девушки выбежали из комнаты столовой и принялись вместе с «единороссами» искать пропавших «коммунистов». В итоге довольствоваться пенсионеру пришлось тем, что есть.

«Имя мое перепутали, вписали в дополнительный список, - пояснял мужчина, - на этом дополнительном списке не написано, куда он пойдет, чего он и как. Его можно в помойное ведро выбросить. Ни документов у вас, ничего не контролируете!». Увидев непонимание в глазах собеседников, пенсионер обиженно бросил фразу: «Ну, все понятно, всего доброго», - и ушел.

На участке, где в октябре прошлого года на выборах мэра Химок грубые нарушения избирательного законодательства членами УИК привели к ожесточенным баталиям с вмешательством сотрудников правоохранительных органов и бойцов ОМОН, все было более чем мирно. «Да что вы, какие нарушения, - улыбается бабушка-наблюдатель от КПРФ. - Я даже от нечего делать стала отмечать, сколько пенсионеров пришли с палочкой, на костылях". Показав листок формата А4, усеянный галочками, палочками, точками и иными символами, она отвлеклась на пришедшую голосовать высокую, стройную девушку в длинном сером плаще. «Ой, какая красавица пришла голосовать, молодец какая, ох». «Вот так и развлекаемся, голосовать-то никто не идет», - шутливо произнесла она и переглянулась с другими наблюдателями. Те ответили почти синхронным кивком.

«Во второй половине дня, с трех до шести примерно, была тишина. Нарушений было очень мало. Позже, в районе семи часов, пошли сигналы о нарушениях, - подводит итоги второй половины дня голосования Николай Сумеркин, - в основном нарушения были в Железнодорожном, в Химках и в Одинцовском районе. Поступали также сообщения о «вбросах», об удалении наблюдателей». В остальных же районах Подмосковья, по данным «Гражданина наблюдателя», ситуация в норме, и единственная жалоба наблюдателей – слишком низкая явка избирателей.

Председатель комитета по местному самоуправлению Мособлдумы и представитель штаба кандидата от партии КПРФ на выборах губернатора Подмосковья Александр Наумов считает, что предварительные результаты экзит-поллов частично отражают реальную обстановку в регионе. «У нас устойчивое второе место. Единственный вопрос в том, что мы провели свой экзит-полл, который четко показывает, что у нашего кандидата 21%. 61% у врио губернатора и семь с небольшим - у Гудкова. Мы сейчас ведем подсчет голосов, боремся фактически за каждый участок. Первые результаты в той или иной степени подтверждают то, что у нас есть шанс получить результат близкий к 20%». Также представитель Константина Черемисова отметил, что если бы выборы проходили в более удобный для избирателей день, то итоговая цифра кандидата от коммунистической партии была бы гораздо больше.

В штабе кандидата от партии ЛДПР Максима Шингаркина «Росбалту» сообщили, что подробная информация будет оглашена 9 сентября, а нарушения наблюдатели от партии зафиксировали только незначительные.

По мнению одного из претендентов на должность губернатора Подмосковья Геннадия Гудкова, первичные данные – результат работы механизма «правильного» подсчета голосов, реальный расклад сил станет известен позже. «Я не верю в эти результаты, потому что я точно знаю, что давала социология до выборов. Я считаю, что это тот самый механизм «правильно» подсчитать голоса. Поскольку мне было известно о плановом задании главам: поставить Гудкова на третье место. Я не верю в это, и я с этим вряд ли соглашусь - сначала дождусь результатов. У нас есть участки с КОИБами, например. Дождемся результатов на них, и тогда уже будем делать какие-то выводы. Никаких поспешных решений я принимать не готов», - резюмировал Гудков.

Денис Гольдман