Posted 13 сентября 2013,, 14:31

Published 13 сентября 2013,, 14:31

Modified 31 марта, 17:19

Updated 31 марта, 17:19

Главное - "захватить вокзалы"?

13 сентября 2013, 14:31
Государство еще на один шаг приблизилось к возвращению себе полного контроля над ключевой транспортной инфраструктурой. Между тем, по оценке экспертов, в случае с московскими аэропортами правительство уже упустило момент.

Государство еще на один шаг приблизилось к возвращению себе полного контроля над ключевой транспортной инфраструктурой. Минэкономразвития подготовило законопроект, обязывающий раскрывать имена владельцев более 1% акций международных аэропортов, морских, речных, железнодорожных вокзалов и станций. Между тем, по оценке экспертов, в случае с московскими аэропортами правительство уже упустило момент.

Разработанный ведомством Алексея Улюкаева документ вводит понятие бенефициарного владельца. По версии чиновников, это физическое лицо, которое осуществляет контроль над юридическим лицом. Параллельно вводится перечень особо значимых транспортных объектов, в который, помимо крупных портов и вокзалов, будет включена та инфраструктура, на которую укажет правительство.

Новый владелец обязан будет раскрыться не позднее, чем через 30 дней с момента покупки акций. Эту информацию он должен передать компании-оператору объекта, а та, в свою очередь, в такой же срок уведомить «уполномоченный орган». Санкции за невыполнение накладываются довольно жесткие. Уполномоченный орган может обратиться в суд и лишить владельца права голоса на собрании акционеров, а для определения бенефициаров оперативникам ФСБ разрешат проводить оперативно-розыскные мероприятия. Предусмотрены и материальные взыскания. Менеджеров накажут на 40-50 тыс. руб., саму компанию - на 300-500 тыс. руб., а акционера компании-оператора — 50-200 тыс. руб. Положенное в таких случаях публичное обсуждение законопроекта должно завершиться 26 сентября 2013 года.

«Это делается с целью достижения правительством нужной для него прозрачности бизнеса - в том числе, чтобы контролировать иностранные инвестиции в такие объекты и иметь возможность оказывать давление на бенефициара в принятии текущих бизнес-планов», - полагает аналитик МФХ FIBO Group Василий Якинкин.

Одним из «лакомых кусков» для правительства уже давно является аэропорт «Домодедово». Претензии по его структуре владения в очередной раз были предъявлены еще в январе 2011 года - сразу после теракта. Главным критиком тогда выступил Дмитрий Медведев, находившийся в должности президента России. Возможно, поэтому именно «Домодедово» стало одним из первых аэропортов, который объявил о своем конечном бенефициаре, как только появилась информация о предложениях Минэкономразвития. Им был назван Дмитрий Каменщик. "Предприятия, осуществляющие аэропортовую деятельность в "Домодедово" в соответствии с сертификатами и лицензиями национального образца, находятся в российской юрисдикции, а их конечным собственником является гражданин Российской Федерации Дмитрий Каменщик", - говорилось в сообщении аэропорта.

Впрочем, новостью для экспертов это не стало. Еще накануне несостоявшегося в 2011 году IPO холдинговая компания аэропорта уже называла Дмитрия Каменщика своим единственным владельцем.

«Давление на "Домодедово" со стороны правительства Медведева не ослабевает, поскольку в аэропорту к 2014 году планируется провести реконструкцию второй ВПП, на что необходимы средства из казны. А поскольку бюджет начинают урезать, то траты будут под еще более пристальным вниманием», - считает Якинкин.

Также появление законопроекта частично может быть связано с приватизацией аэропорта «Внуково» - чтобы крупнейшие порты России не оказались в одних руках, да еще в офшоре, как это недавно произошло после приватизации "Ванино", отметил он.

«Вполне возможно, что "Домодедово" будет участвовать в приватизации «Внуково», и раскрытие информации, и так уже известной рынку, необходимо для обеспечения прозрачности при проведении торгов», - отметил, в свою очередь, управляющий активами финансовой компании "AForex" Сергей Ковжаров.

На прошлой неделе Минэкономразвития объявило, что начинает отбор компании, которая от имени РФ продаст пакеты акций ОАО «Аэропорт «Внуково» и ОАО «Международный аэропорт «Внуково» (прекращение участия государства в их капиталах утверждено программой приватизации госимущества на 2014-2016 годы). Сейчас 74,7% акций «Аэропорта Внуково» владеет государство через Росимущество. В «Международном аэропорту Внуково» у Росимущество 25% плюс одна акция. Остальные акции принадлежат Ванцеву и партнерам, равно как и ряд активов на территории аэропорта: один из топливно-заправочных комплексов, хэдлинговые и сервисные компании, парковка. Как заявил в четверг сам Виталий Ванцев, после объединения всех активов аэропрта государство получит 25-30%.

Аналитик БКС Форекс Дмитрий Тремасов оценил пакет акций "Внуково" весьма широком диапазоне - $1-2 млрд. «Претендовать на него может как нынешнее руководство аэропорта, так и крупные финансово-промышленные группы, которые активно занимаются продвижением и созданием таких комплексов в российских регионах. Нельзя исключать оба сценария развития событий», - отметил он.

Не так давно в правительстве обсуждалась идея создания единого комплекса аэропортов России, однако ее реализация была остановлена из-за сложной системы собственности и немалых расходов, на которые придется пойти. Якинкин полагает, что крест на проекте пока не поставлен, происходит лишь определенная трансформация идеи. Еще три года назад планировалось создать единую управляющую компанию для всех трех аэропортов: «Шереметьево», «Внуково» и «Домодедово». Однако сейчас правительство вынуждено сокращать расходы, причем достаточно сильно. В итоге, полагает Якинкин, из-за недостаточности финансирования может пострадать инфраструктура аэропортов, поскольку вероятна заморозка строительства новых взлетно-посадочных полос и модернизация существующих, что неминуемо приведет к ограничению возможностей и замедлению развития перевозок. По его оценке, уже сейчас аэропорты России близки к пределу своей пропускной способности, и без должного финансирования планы правительства по удвоению пассажиропотока к 2020 году так и останутся на бумаге.

Владислав Кузьмичев