Posted 16 сентября 2013,, 16:07

Published 16 сентября 2013,, 16:07

Modified 31 марта, 17:17

Updated 31 марта, 17:17

Зачем Ленобласти незнакомец из Сургута?

16 сентября 2013, 16:07
Областному ЗакСу предстоит высказать мнение о претенденте на пост «финансового» вице-губернатора. «Росбалт» попытался разобраться, почему выбор Александра Дрозденко пал на первого вице-мэра Сургута Романа Маркова.

Через две недели парламенту Ленобласти предстоит высказать мнение по поводу кандидатуры нового «финансового» вице-губернатора. Глава региона предлагает утвердить в этой должности Романа Маркова, и ЗакС вряд ли станет перечить такому желанию. «Росбалт» попытался разобраться, почему выбор Александра Дрозденко пал именно на нынешнего первого вице-мэра Сургута.

Когда депутаты областного ЗакСа услышали о кандидатуре Маркова, фамилия оказалась для них совершенно незнакомой. Но очевидно, что губернатор подыскивает заместителей не через газету «Из рук в руки», и сургутский чиновник выбран не случайно. Возможно, дело как раз в его территориальной удаленности и неизвестности. Новому заму Дрозденко желательно не иметь связей и интересов в местной бизнес-среде, что к минимуму сведет возможности коррупции. Приглашение человека со стороны - распространенная практика при выборе тех, от кого во многом будет зависеть распределение денежных потоков.

Биография Романа Маркова говорит о том, что в финансах он разбираться должен. Образование соответствующее: получив красный диплом Московского военного краснознаменного института, он повышал квалификацию в Финансовой академии при правительстве РФ, Международной московской финансово-банковской школе, а также обучался в Центре переподготовки кадров Ассоциации региональных банков. В Ханты-Мансийском округе уроженец Тульской области оказался после службы в армии. До прихода в городскую администрацию Марков занимал должность президента сургутского ОАО «Аккобанк» (сейчас является председателем совета директоров).

Но неужели первый вице-мэр попал в поле зрения руководства Ленобласти только из-за своей профессиональной подкованности? Маловероятно, считают как местные, так и сургутские политологи.

В любом случае, такое серьезное назначение не могло обойтись без предварительных переговоров и рекомендаций. В личной дружбе с губернатором Ленобласти и якобы близким к нему банкиром Юрием Ковальчуком Марков замечен не был. Учитывая отсутствие у претендента очевидных связей в регионе, можно предположить, что изначально его фамилию назвал кто-то достаточно влиятельный, но не работающий в администрации Дрозденко непосредственно.

Опрошенные «Росбалтом» эксперты упоминают две возможные фигуры – Александра Рязанова и Владимира Богданова. Первого называют сургутским «серым кардиналом». Сейчас этот бывший зампред правления ОАО «Газпром» и экс-депутат Госдумы увлекся сельским хозяйством, что все же не мешает ему владеть 27,57% акций «Аккобанка». Журналисты Ханты-Мансийского округа отмечают, что на выборы главы Сургута в 2010 году бывший в то время вице-мэром города Марков шел именно как «человек Рязанова».

Но ту гонку Марков проиграл, вернее, сошел с дистанции по непонятным для обывателей причинам. Победивший Дмитрий Попов повысил своего недавнего конкурента до первого вице-мэра. По мнению политологов, это решение было результатом компромисса между притязаниями Рязанова и мнением гендиректора ОАО «Сургутнефтегаз» Владимира Богданова, в связке с которым обычно действует и глава ХМАО-Югра Наталья Комарова.

Дело в том, что в Сургуте многое решает не политика, а экономика, а именно – градообразующие предприятия. Такие, как «Сургутнефтегаз» и «Газпром трансгаз Сургут». Большинство депутатов местной думы работают как раз на них, как и львиная доля населения. Таким образом, любое знаковое назначение в городе – это определенный договор с нефтегазовыми и энергетическими компаниями. И в 2010 году градообразующие предприятия встали на сторону Дмитрия Попова, а не его конкурента, хотя тот вел активную кампанию.

«Губернатор региона достаточно высоко оценивает деловые качества Маркова, но для Богданова он был темной лошадкой. Здесь также стал существеным фактор «москич-не москвич». Марков, по мнению Богданова, не мог претендовать на мэрское кресло, так как он является чужаком», - объясняет руководитель югорского информационного холдинга "СИА-Пресс" Тарас Самборский.

Сейчас отношение влиятельных людей к Попову в Сургуте оценивают по-разному. Кто-то говорит, что мэр по-прежнему пользуется безоговорочным доверием Богданова, кто-то – что им не очень-то довольны. В каком ключе Марков взаимодействовал с руководством нефтегазовых компаний после назначения первым вице-мэром, также неизвестно. Но не исключено, что именно кредит доверия со стороны Богданова в конечном счете позволил чиновнику претендовать на должность вице-губернатора.

«Можно представить, что лоббирование идет «Сургутнефтегазом», которому принадлежит нефтеперерабатывающий завод в Киришах. Головной организации необходимо четко контролировать своими людьми, что происходит, потому что в модернизацию предприятия вкладываются очень большие средства», - отмечает доцент кафедры политической психологии СПбГУ Александр Конфисахор.

Но политолог признает, что основания судить о личностях, стоявших за кандидатурой Маркова, появятся лишь через некоторое время. «Будет понятно, куда пошли финансовые потоки, какие производства и отрасли начинают развиваться. Тогда можно будет посчитать, кому выгодно это назначение», - говорит эксперт.

Должность вице-губернатора Ленобласти является несомненным карьерным ростом для Маркова. И для многих в Сургуте его повышение не стало сюрпризом. Там уже давно велись разговоры о переводе чиновника в Москву. «После мэрских выборов стало понятно, что он здесь не задержится, будет искать другие способы самореализации», - поясняет заведующий кафедрой политико-правовых дисциплин СурГУ Надежда Ушакова.

Претендовать на должность главы города в 2015 году Марков теоретически мог, но для этого ему пришлось бы преодолевать влияние нынешнего мэра и его команды, что было бы тяжело и не обязательно бы привело к победе. То есть сургутские перспективы Маркова в любом случае были туманны.

К тому же в Сургуте считают, что первому вице-мэру все равно оказались не по душе его обязанности по управлению городским хозяйством, которые он был бы рад променять на привычный финансовый сектор. Но, судя по отзывам, Марков действовал на своей должности вполне эффективно. Зачастую о чиновнике, покидающем свой пост, можно услышать много нелицеприятного, но о первом заместителе мэра и население, и депутаты сургутской Думы отзываются положительно.

«Я сожалею об его уходе, потому что он был не худшим управленцем. С аналитическим складом ума, быстро все схватывающий, но осторожный», - рассказывает справедливоросс Анатолий Вац. По словам депутата, Марков много контактировал с парламентом, ходил на заседания и комиссии и даже частенько принимал на себя критику, которую следовало адресовать мэру.

Горожане называют первого вице-мэра «большим умницей» и «хозяйственником», однако не могут вспомнить, что же полезного он сделал для города. На слуху у всех только недавняя акция, когда по указанию Маркова улицы не убирались в течение пяти дней. Таким образом чиновник хотел показать горожанам, как они загрязняют окружающий мир.

Глава медиа-холдинга Тарас Самборский называет положительную реакцию на действия Маркова «стокгольмским синдромом». «Пока он был вице-мэром и курировал в том числе земельные вопросы, его много критиковали. Но он быстро приспособился к смене сферы деятельности, в его новой работе не было явных провалов. Это заставило горожан относиться к нему рационально. Хотя, конечно, Марков никакой не хозяйственник», - рассуждает журналист.

Вопрос о назначении нового вице-губернатора будет снят 25 сентября, когда ЗакС Ленобласти сможет высказать свое мнение по поводу кандидатуры Маркова. Но вопрос о том, по каким принципам формируется команда губернатора Дрозденко и кто лоббирует в ней свои интересы, пока остается открытым. Как не понятно и то, нужен ли региону специалист из Сургута, который наверняка получил работу благодаря своим связям. Мнения жителей Ленобласти об этом не спросили.

Софья Мохова