Posted 26 сентября 2013,, 19:30

Published 26 сентября 2013,, 19:30

Modified 31 марта, 17:07

Updated 31 марта, 17:07

Золотое молчание Мединского

26 сентября 2013, 19:30
Зачастивший в Петербург министр культуры РФ за несколько часов успел проинспектировать БДТ, открыть Агатовые комнаты, намекнуть, что без денег РЖД культура «золотой» не будет и промолчать о ключевых для города переменах.

Министр культуры РФ Владимир Мединский в последнее время навещает Северную столицу едва ли не каждую неделю. Поводы разные, но на этот раз – действительно значительные. Глава ведомства проинспектировал ход ремонта исторического здания БДТ им. Г.А.Товстоногова на Фонтанке, поздравил с 79-м днем рождения великого Олега Басилашвили, а затем совместно с главным железнодорожником страны Владимиром Якуниным и другими высокопоставленными особами открыл после многолетней реставрации знаменитые Агатовые комнаты в блистательном Царском Селе.

«Министр никогда не опаздывает!» - уверяли собравшихся журналистов сотрудники БДТ. Но он, тем не менее, все же опоздал минут на 20. В ожидании чиновника приехавшие в родные стены народные артисты СССР Алиса Фрейндлих и Олег Басилашвили, народные артисты РФ Георгий Штиль, Светлана Крючкова, Валерий Ивченко, худрук БДТ Андрей Могучий и другие звезды Большого Драматического оглядывали пахнущие краской и известкой залы театра, вспоминали уже подзабытый, казалось бы, вид из окон на Фонтанку и о чем-то переговаривались между собой.

Мединский появился быстро и решительно. Первым делом он поздравил с днем рождения Олега Басилашвили, сказав, что никогда не мог даже мечтать стоять вот так рядом с легендой, и признавшись, что в работе министра культуры главный плюс – возможность встречаться с великими людьми.

Олег Басилашвили пригласил министра и коллег к столу, за которым звезды БДТ и Владимир Мединский пригубили напитки и направились осматривать ход ремонта театра.

По словам подрядчика, ремонт основной, исторической части БДТ готов на 90%. И, видимо, он был бы открыт, как и планировалось изначально, уже в октябре нынешнего года, но выяснилось, что незапланированные реконструкции переносят торжественную церемонию как минимум на полгода.

«Коллектив театра выступил с инициативой замены сцены – по действующему проекту сцена была запланирована такой, какой она была в 1902 году, - сказал Владимир Мединский. – Но техника ушла далеко веред. И, как сказала сегодня Алиса Бруновна, не хотелось бы, чтобы в современном автомобиле стоял двигатель от «Запорожца». Деньги эти не были предусмотрены. Но Минкульт их изыскал, мы получили согласование руководства страны. Надеемся, что 25 мая 2014 года состоится торжественное открытие замечательного Большого драматического театра».

Журналисты допытывались, как артисты театра относятся к глобальным перестановкам – как техническим, так и творческим – в БДТ.

Светлана Крючкова сказала, что она не уходила из театра даже в самые сложные времена, и призналась, что с Андреем Могучим ей работается прекрасно.

Более задумчив был Олег Басилашвили. «Если быть честным, то грустно. Здесь прошла вся моя жизнь, а сейчас все по-новому. Но я надеюсь, что зал и сцена впитали то, чему учил нас Георгий Товстоногов. Надеюсь, что новая кровь, влитая в старые меха, даст ощутимый толчок развитию БДТ в новом направлении, используя то, что наработано нами».

Затем Мединский удалился на конфиденциальную встречу с коллективом театра, а журналисты помчались в другое святилище – Царское Село.

Там министра культуры и главу РЖД Владимира Якунина пришлось подождать подольше. Но директор ГМЗ Ольга Таратынова лично провела журналистам экскурсию по уникальному памятнику – Агатовым комнатам, открывшимся сегодня после многолетней реставрации.

«Это наш любимый ребенок, только-только выходящий в свет, - сказала Таратынова. – Восстанавливая апартаменты императрицы Екатерины Великой, мы применили принцип консервативной реставрации. Мы не воссоздавали полностью утраченные фрагменты, а использовали методику консервации и реставрации с минимальным восполнением утрат. То есть тактично намекали, что могло быть на этом месте. Мы считаем, что любой объект должен нести бремя веков. Мне жаль, что эта работа закончилась. Уже завтра сюда придут первые посетители…».

Обрадовав изрядно замерзших журналистов и многочисленных гостей, включая коллег из других петербургских музеев и чиновников, оба Владимира – Мединский и Якунин – оперативно разрезали ленточку, открывая Агатовые комнаты, и удалились на осмотр. Как шепнули журналистам сотрудники ГМЗ, «Якунин лично приезжал открывать едва ли не каждую дверь – контролировал все».

Между тем торжественная церемония подписания акта приемки работ был совершена. Ольга Таратынова от имени ГМЗ «Царское Село» подарила основным «спонсорам» реставрации – руководителям Минкульта и РЖД, а также благотворительного фонда «Транссоюз» - агатовые ручки, напомним, что при открытии Янтарной комнаты спонсорам дарили, соответственно, ручки янтарные. Такую же ручку презентовали и самой Таратыновой.

Изголодавшиеся в прямом и переносном смысле журналисты ждали от Мединского и Якунина новостей, причем не только связанных с непосредственной целью визита. Но от вопросов о создании так называемого «центра Гергиева» или странной истории с изъятием документов в Эрмитаже руководитель министерства культуры упорно уворачивался, ссылаясь на то, что цели визита нынче другие и обещая дать ответ «в ближайшее время».

Зато Мединский очевидно «братался» с РЖД, открыто признаваясь, что планов и идей у культурного ведомства много, а денег мало, а потому без денег РЖД и других «золотых» спонсоров проекты не осуществить.

Любопытно, что «на ура» воспринимались едва ли не все предложения главного железнодорожника, причем даже совсем профильные – от воссоздания на каждом российском вокзале неких культурно-исторических центров до абсолютного новодела типа воссоздания бронепоезда.

«Мы движемся в одном направлении. Будет повод разрезать новую ленточку», - признался Мединский, соглашаясь с идеями одного из богатейших людей страны.

Владимир Якунин прочел краткую лекцию о необходимости возрождения духовности в России, причем заметил, что нельзя понятие духовности ограничивать только верой и религиозностью. «Сюда надо добавить просвещение и культуру», - сообщил Якунин. А потом, подумав, видимо, решил заранее дать отпор недоброжелателям, половина которых упрекает его в трате денег отнюдь не на духовные нужды, а вторая половина недовольна чрезмерным вниманием руководителя как раз к пище чересчур духовной в ущерб непосредственному производству – то есть железным дорогам.

«Можно бросать камень в нашу сторону и говорить о том, что можно тратить деньги на другое. Но я хочу напомнить, что после войны, в тяжелейшие сталинские времена, восстанавливали руины, культуру. Уж если тогда понимали это, то сегодня не понимать невозможно», - сказал Якунин.

После нескольких исключительно корректных вопросов общение с прессой было закончено, и гости разделились на две группы. Журналисты побежали пить кофе, а вип-персоны удалились в прекрасные залы Царского Села, откуда слышался призывный перезвон посуды.

Марина Бойцова