Posted 8 октября 2013,, 07:28

Published 8 октября 2013,, 07:28

Modified 31 марта, 16:57

Updated 31 марта, 16:57

Электроэнергетику поддержит отмена реформы Чубайса?

8 октября 2013, 07:28
Минэкономразвития придумало, как поддержать развитие инфраструктуры в электроэнергетике в условиях грядущей заморозки тарифов. Если предложение ведомства будет принято, то это создаст интересный прецедент.

Минэкономразвития придумало, как поддержать развитие инфраструктуры в электроэнергетике в условиях грядущей заморозки тарифов. Если предложение ведомства будет принято, то это создаст интересный прецедент, когда базовые принципы либеральной реформы Анатолия Чубайса будут пересмотрены представителем того же крыла российских экономистов.

На прошлой неделе ведомство Алексея Улюкаева направило на рассмотрение правительства план мероприятий, где среди прочего предполагается передать «дочкам» «Россетей» функции гарантирующих поставщиков (основные поставщики электроэнергии в регионе). В качестве ожидаемого результата министерство указывает сокращение сбытовой надбавки и снижение административных расходов. Пока против этой инициативы возражает Министерство энергетики, поскольку если эти предложения будут реализованы, то они нарушат базовый принцип реформы отрасли, заложенной еще Анатолием Чубайсом.

Минэкономразвития фактически ретранслировало предложение руководителя «Россетей» Олега Бударгина, который в конце сентября направил соответствующие предложения в Минэнерго. «Россети» доказывали, что замещая функции поставщиков, им удается эффективнее собирать задолженность с потребителей. По оценкам представителей компании, расчетный эффект от устранения дублирования функций составляет 2,5-3% от величины тарифа на услуги по передаче электроэнергии, или 12 млрд рублей в годовом исчислении. У ГП и сетевой организации имеется руководитель, бухгалтерия, кадровая, юридическая и IT службы, штат инспекторов и контролеров, автопарк. Затраты на содержание дублирующих подразделений становятся излишними, если функцию гарантирующего поставщика исполняет сетевая организация.

«Три процента похожи на правду. Может быть даже и больше», - подтвердила «Росбалту» аналитик «Альфа-банка» Элина Кулиева. «В цепочке тарифообразования после «Россетей» стоит сбыт, и поэтому денежные средства от всей генерации электроэнергии до ее подачи населению оседают на сбытовой компании. Поэтому в какой-то степени владение сбытовым активом напрямую дает распредсетевым компаниям возможность сокращать дебеторскую задолженность более транспарентно», - отметила она.

Возможность сокращения дублирующих функций подтвердил партнер FCG Владимир Лупенко. При детальной проработке и исключении функций, вызывающих конфликт интересов, это будет являться позитивным фактором, увеличивающим скорость и качество выполнения оперативных задач, уверен эксперт.

Главная задача, которая сейчас стоит перед «Россетями», - эффективное управление инвестиционной деятельностью с учетом надежности и требований потребителей. Представители компании не раз указывали, что замещая функции поставщиков, «дочкам» «Россетей» удается эффективнее собирать задолженность. К августу они смогли собрать 5 млрд рублей из более чем 14 млрд старой «дебиторки». «Россети» успешно работают в качестве ГП в 12 регионах, где этой функции были лишены другие компании. Они восстанавливают платежную дисциплину, гасят долги. В этих регионах компания обеспечивает электроэнергией 4,8 млн физических и 125 тыс. юридических лиц. По состоянию на 1 сентября 2013 года, от потребителей электроэнергии собрано 44,6 млрд рублей, из которых большая часть (26,8 млрд рублей) направлена на оплату обязательств перед поставщиками электроэнергии на ОРЭ(М), что составило 100% от размера требований.

«За время деятельности некоторых МРСК («дочки» «Россетей» - «Росбалт») в качестве гарантирующих поставщиков им удалось нарастить выручку за счет выполнения этих функций, а также сократить долги соответствующих сбытовых компаний на рынке электроэнергии. Поэтому опыт «Россетей» в этом вопросе можно назвать позитивным», - полагает аналитик «Инвесткафе» Екатерина Шишко. Она считает, что в ходе корректировки последствий реформы необходимо усилить ответственность за просрочку в платежах и неплатежах за электроэнергию. «Также ввиду того, что очень большая часть задолженности перед сбытами приходится на так называемых «неотключаемых» бюджетных потребителей, необходимо разработать новый, более эффективный механизм регулирования их задолженности и платежей», - отметила она.

В июле глава Минэнерго Александр Новак подписал ряд приказов об отборе гарантирующих поставщиков энергии, где прежние ГП лишились своего статуса из-за долгов. 11 гарантирующих поставщиков были выставлены на аукцион, конкурсы планировалось начать 1 августа, однако ни один из них (а было три этапа) не состоялся, поскольку не поступило ни одной заявки. При этом филиалы «Россетей» к торгам не допускались из-за все той же концепции реформы отрасли, заложенной еще при Анатолии Чубайсе. Как отмечают ряд экспертов, возникает риск, что в результате аукциона к управлению придут недобросовестные компании, которые будут вновь генерировать долги. И это на фоне начала отопительного сезона. ОАО «Россети» обратилось в суд с иском об отмене приказов, и 7 октября в СМИ появилась информация, что Арбитражный суд Москвы признал приказы о проведении конкурсов недействительными.

На рынке еще свежи воспоминания о недавнем фиаско компании «Энергострим», которая выполняла функции гарантирующего поставщика во многих регионах России. Во время своего расцвета компания владела 22 сбытовыми организациями и продавала каждый десятый киловатт энергии в 16 регионах России. Как пишет журнал Forbes, сейчас деятельность руководства компании расследуют правоохранительные органы России и Германии. Сумма долгов близка к 60 млрд рублей, а в списке кредиторов — крупнейшие энергокомпании страны и Сбербанк.

Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин в свою очередь полагает, что ГП действительно можно передавать «Россетям» в случае, если территория сама по себе очень сложная - с точки зрения платежной дисциплины и каких-то исторических, накопленных годами проблем. «Насколько я понимаю, их предложения касаются тех гарантирующих поставщиков, которые испытывают финансовые сложности. Имея в качестве якоря МРСК определенного региона, им проще будет справиться, потому что за МРСК стоят большие финансовые ресурсы, чем за гарантирующими поставщиками. В этом смысле действительно можно передавать статус даже больше, чем положено по закону (1 год). Можно и на 3 года. По сути — это некое антикризисное управление», - подчеркнул он.

Эксперт также полагает, что при передаче необходимо определить некоторые параметры эффективности, которые должны достичь ГП под управлением МРСК соответствующего региона. По истечении срока управления и по достижении результатов оздоровленный сбыт должен выставляться на конкурс, - подчеркнул эксперт. Что же касается Северного Кавказа, то, по оценке эксперта, срок управления здесь можно увеличить до 5 лет и больше. «Самое главное — определить для сетевой организации параметры эффективности, которые она должна достичь», - подчеркнул он.

По оценкам экспертов, с которыми побеседовал корреспондент «Росбалта», положительными аспектами исполнения сетевыми организациями функций ГП являются нормализация финансовых потоков, исключение риска дефолта, единый центр ответственности и контроля энергетики региона, отсутствие разногласий по линии сеть-сбыт, сокращение издержек на обслуживание потребителей, реализация принципа «одного окна», сокращение сроков и упрощение порядка перехода потребителей к альтернативным поставщикам электроэнергии. «В условиях снижения тарифов тяжело выживать будет сбытам, и они таким образом пытаются решить дальнейшую судьбу. Сетевикам тоже будет нелегко, поэтому более прозрачный возврат денег со сбытового сегмента поможет в дальнейшем», - отметила Элина Кулиева.

Если правительство допустит «Россети» на сбытовой рынок, то это де-факто будет означать возвращение к вертикальной интеграции в отрасли, то есть начало реинкарнации определенных элементов РАО «ЕЭС России», разрушенного реформой 2008 года. Рыночная реформа запретила владение одним юрлицом сетевыми активами и генерацией или сбытом в одних руках. Главные опасения противников сворачивания реформы связаны с тем, что это нарушит конкуренцию. Однако в существующей системе и так отсутствует конкуренция между гарантирующими поставщиками, отмечают эксперты.