Posted 9 октября 2013,, 11:23

Published 9 октября 2013,, 11:23

Modified 31 марта, 16:56

Updated 31 марта, 16:56

ОЗПП: Иностранных производителей освободят от ответственности перед потребителями

9 октября 2013, 11:23

МОСКВА, 9 октября. В Обществе защиты прав потребителей прокомментировали идею Федеральной антимонопольной службы внести поправки в закон "О защите прав потребителей". В ФАС считают, что иностранный изготовитель не должен нести ответственности за недостатки товара, если не предназначал его для продажи в России. Потребителей об этом будут предупреждать специальной маркировкой.

Также предполагается, что с такого изготовителя снимется и обязанность обеспечить ремонт, техобслуживание и поставку запчастей.

Некоторые эксперты рынка поспешили выразить мнение, что нововведения оставит без защиты конечных потребителей. С помощью маркировки производитель сможет снять с себя ответственность, покупатель рискует не найти вообще никаких концов. В ОЗПП считают, что нововведения по существу для потребителя мало что изменят. Ведь и сейчас претензии предъявляются чаще к продавцы, а не к изготовителю.

"На практике к иностранному изготовителю в принципе сложно предъявить какие-либо претензии, - заявил юрист ОЗПП Андрей Семенов. - Или надо будет судиться с ним за границей. Или, ссылаясь на имеющейся с другой страной договор о правовой помощи по гражданским делам, рассчитывать на то, что решение принятое тут, будет исполнено там".

"Единственный формальный плюс - это то, что теперь продавец или импортер будет обязан ясным образом доносить до покупателя информацию о том, "белый" ли это был импорт или "серый". А потребитель сможет адекватнее для себя понимать, кто перед ним: "официальный импортер", в связи с чем можно рассчитывать на "репутацию" изготовителя (который так или иначе - теоретически - вынужден ее поддерживать через своих дилеров) и плюс на "сервисные центры", в которых можно иногда хотя бы отремонтироваться, если продавца и импортера уже нет", - добавил Семенов.

"Или "серый" импортер - и тогда все претензии могут быть предъявлены только продавцу и импортеру (которые в таких ситуациях, обычно, мелкие организации, мало пекущиеся о репутации)», - сказал эксперт.

С другой стороны, подчеркнул правозащитник, крупные производители и без всяких требований российского закона, хотя такие требования есть, создают сеть "сервисных центров", где можно отремонтировать сломавшийся товар.

"Надо учитывать, что полную ответственность за качество товара перед потребителем несет как продавец товара, так и импортер - независимо от "серости" импорта, и право покупателя предъявлять претензии к ним никак не затрагиваются предлагаемыми изменениями", - добавил юрист.