Posted 14 ноября 2013,, 09:50

Published 14 ноября 2013,, 09:50

Modified 31 марта, 16:22

Updated 31 марта, 16:22

Автопроизводителей погубит жадность

14 ноября 2013, 09:50
Падение российского автомобильного рынка вновь ускорилось. Однако дилеры заинтересованы не в росте продаж, а в увеличении маржи, поэтому ждать больших скидок и распродаж не приходится.

После непродолжительного замедления, падение российского автомобильного рынка вновь ускорилось. По итогам октября 2013 года объем продаж снизился на 8% против 5% в сентябре. Всего же за январь-октябрь 2013 года рынок «сдулся» на 7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Председатель Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса Йорг Шрайбер признал, что долгожданной стабилизации в 2013 году ожидать не стоит. «Основной тренд — слабые продажи — остается неизменным. Не видно как следов улучшения, так и следов дальнейшего ухудшения», - отметил он.

По мнению экспертов, главной причиной спада является общее ухудшение состояния российской экономики. «У потребителей остается все меньше свободных средств на покупку нового или смену старого автомобиля, - констатировал аналитик FIBO Group Анатолий Воронин. - Можно сколько угодно говорить о стабильности и росте благосостояния россиян, но падение продаж говорит о неуверенности в завтрашнем дне и опровергает миф о росте доходов». «Возможно, что некоторый рост смогут обеспечить отдельные категории бюджетников – армия, полиция и другие ведомства, которые сейчас получают наибольшую поддержку. В остальном все печально», - отметил эксперт.

Спад на авторынке начался в июне 2012 года, вспоминает исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов. Темпы снижения лишь слегка замедлились во второй половине текущего года благодаря программе льготного автокредитования. Однако ее оказалось недостаточно для того, чтобы переломить общий негатив.

Впрочем, в некоторых сегментах рост сохранился — например, увеличиваются продажи кроссоверов и внедорожников, а также машин премиум-класса. «Недавнее наше исследование срока владения новыми легковыми автомобилями показало, что владельцы дорогих машин меняют их чаще, чем раз в 3 года, а недорогие машины эксплуатируют дольше – 4-5 лет, что сказывается на объемах рынка», - отметил Удалов. Эксперт выразил надежду, что продление программы кредитования позволит поддержать рынок в дальнейшем.

Начальник департамента кредитования МСБ «Солид Банка» Геннадий Фофанов подтвердил, что в последнее время сложилась достаточно значимая корреляция объема продаж автомобилей и выданных кредитов. «При ужесточении требований к заемщикам, количество проданных автомобилей будет снижаться, и наоборот - при более лояльном подходе к заемщику, большое количество машин будет приобретено», - отметил он.

Автопроизводители пока не готовы поддерживать продажи заметным снижением цен — в России они по-прежнему существенно выше, чем в США и странах Евросоюза, таможенные барьеры даже после вступления в ВТО не снизились. Некоторые дилеры сделали лишь небольшой шаг навстречу потребителю, начав новогодние скидки и распродажи уже в октябре. Но и это не привело к существенному увеличению продаж. Сергей Удалов уверен, что дилеры работают «на грани», поскольку заинтересованы лишь в увеличении маржи. «Соответственно, ждать больших скидок и распродаж не приходится», - отметил эксперт.

Особая ситуация может сложиться в Москве. Не исключено, что столичные потребители получат некоторые «бонусы» весной будущего года — из-за решения московских властей о расширении зоны платных парковок до Садового кольца. Тем, кто работает в центре города, но живет в Подмосковье или недалеко от МКАДа, теперь придется платить довольно существенные суммы, что в условиях постоянно дорожающей жизни может привести к тому, что автомобили будут использоваться достаточно редко - скажем, в выходные для поездки на дачу или в супермаркет за продуктами. А это значит, что «пробег» у машин резко снизится, плановые ТО они будут проходить реже, а эксплуатироваться гораздо дольше — около 6-7 лет, что еще больше снизит спрос на новые автомобили.

Однако представители автоконцернов не спешат признавать, что у них могут возникнуть проблемы. «Согласно исследованиям покупательского поведения, общая стоимость владения автомобилем (которая складывается из разницы между стоимостью его покупки и последующей продажи, стоимости ТО, бензина, налоговых платежей и т. д.) является важным, но не решающим фактором», - заявил, в частности, управляющий директор KIA Motor Rus Артем Гусанов. Он считает, что затраты на владение собственным транспортом действительно несколько возрастут, но москвичи будут искать иные способы минимизировать свои расходы по этой статье.

В свою очередь, Анатолий Воронин полагает, что расширение платной парковки до Садового кольца если и приведет к продаже «лишних» машин, то произойдет это не ранее весны, и только в случае сильного закручивания гаек на парковках во дворах, которые начнут освобождаться от старых машин, стоящих на «вечном приколе. Кроме того, эксперт не исключает, что проблемы с парковкой остановят некоторых, не имевших ранее автомобилей граждан, от приобретения. Однако это во многом будет зависеть от профиля использования машины - ведь она нужна не только для поездок в центр города.

Гораздо большее влияние инициатива московских властей может оказать на вторичный рынок. Как отметил аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк, подержанные машины конкурируют в сегменте эконом-класса, где на данный момент наблюдается наибольший спад продаж. И если москвичи действительно начнут избавляться от лишних автомобилей, цены неизбежно поползут вниз.

Владислав Кузьмичев