Posted 25 ноября 2013,, 17:40

Published 25 ноября 2013,, 17:40

Modified 31 марта, 16:12

Updated 31 марта, 16:12

«Социальные» миллиарды идут мимо цели

25 ноября 2013, 17:40
Ленобласть наращивает госдолг. Через два года он составит больше 30 млрд рублей. Власти ссылаются на выполнение указов президента. Но повышение зарплат зачастую происходит за счет урезания ставок.

Ленобласть наращивает госдолг. Через два года он составит больше 30 млрд рублей. Региональные власти ссылаются на то, что надо выполнять указы президента. Но вместо повышения зарплат бюджетников происходит урезание ставок.

Бюджет Ленобласти следующего года должен быть социальным - почти 60% казны пойдет на это направление. Ведь надо выполнять обещания президента, например, по повышению зарплат бюджетникам. В такой ситуации собственных доходов не хватает, поэтому область будет заимствовать и наращивать долг. И ладно если бы рядовым жителям было хорошо от всей этой «социальной направленности». Получается как обычно – в реальных детских садах сокращают педагогов, а обитатели аварийного жилья не могут дождаться расселения.

В пятницу закончился срок подачи поправок ко второму чтению проекта бюджета Ленобласти на 2014 и плановый период 2015-2016 годов. Депутаты Законодательного собрания региона отправили несколько десятков предложений. Обычно время между первым и вторым рассмотрением основного финансового документа — самая горячая пора бюджетного процесса. Случается даже, как в анекдоте — хомячок превращается во вполне пухлого медведя. Конечно, за одобренные в первом чтении параметры — сумму доходов и расходов - не выходят. Однако внутри бюджетных статей случаются существенные перераспределения.

В этом году в Ленобласти все по-другому. Сначала приняли госпрограммы, которые аккумулируют значительную часть средств, а потом принялись за бюджет. Губернатор региона Александр Дрозденко и профильный финансовый вице-губернатор Роман Марков настоятельно просили депутатов соизмерять свои пожелания с возможностями для маневра, которого почти не осталось. Ведь уже одобренные 16 программ сконцентрировали в себе 92% бюджетных денег.

Некоторые фракции стали заложниками своей принципиальности. Депутаты от КПРФ голосовали против бюджета в первом чтении, поэтому поправки решили не подавать. Хотя, по словам главы фракции Регины Илларионовой, есть масса вопросов, на решение которых надо срочно выделять деньги.

«Нужно строить мост в Киришах, решать проблему с путепроводом над железнодорожными путями в Гатчине. Также существует много, на первый взгляд, менее глобальных тем», - пояснила она. В качестве примера рядовых проблем депутат привела ситуацию с жильем в Новой Ладоге: «Там есть несколько двухэтажных домов, которые надо расселять. Но они не признаны аварийными, хотя деревянные, и канализация на улице. Зимой в выгребных ямах все замерзает, так что их не почистить, а с наступлением тепла отходы текут в подвалы. Еще летом всю эту ситуацию сняли на видео. Я его показывала губернатору, он дал подчиненным поручение разобраться, но такое ощущение, что воз и ныне там».

В отличие от парламентариев-коммунистов представители «Справедливой России» решили от своего права на внесение правок не отказываться. Например, Вероника Каторгина охарактеризовала свои предложения как «эволюционные, а не революционные». «Многие из объектов, которые мы хотели бы начать финансировать в 2014 году, есть в госпрограммах», - отметила она, добавив, что сроки начала реализации некоторых проектов весьма отдаленные — «и 2020 год может быть». «Например, строительство физкультурно-оздоровительного комплекса с плавательным бассейном в Тихвине назначено на 2017-м год. Но проектов этого ФОКа мы видели-перевидели. Еще в 2009 году во время губернаторства Валерия Сердюкова обсуждался этот вопрос. Наверное, мы не можем поспорить с Выборгским районом, где развернуто строительство на 150 млн рублей. Но хорошо, если бы для Тихвина было зарезервировано 80 млн», - пояснила Вероника Каторгина.

О гораздо меньшем просят жители Гатчины, чьи дети ходят в детский сад компенсирующего типа. Подопечные этого учреждения страдают задержкой психического развития и имеют выраженные дефекты речи. Но с 1 января в детском саду сокращают логопедов. Родители в панике от того, что без помощи специалистов их дети не заговорят. Зато на них сэкономят, правда, как токазалось, совсем по мелочи.

На этом фоне разговоры о социальной ориентированности областного бюджета даже как-то меркнут. Цифры, конечно, впечатляют: 57,9% расходов (от 76,5 млрд рублей) уйдут в социально-культурную сферу, в том числе, 16 млрд планируется потратить на зарплату бюджетникам. Жаль, что некоторая часть из тех работников, чей труд очень востребован, на нынешнем рабочем месте этих денег так и не увидит.

Отметим, что показательная дискуссия имела место при обсуждении тех самых госпрограмм, по которым теперь должен жить регион. В октябре их в спешном порядке утверждали на заседании областного правительства. Возникали вопросы по качеству подготовки документов. У губернатора Александра Дрозденко недоумение вызвал рост расходов на зарплату соцработников при отсутствии каких-либо программ, касающихся инвалидов или пенсионеров.

«Я в таком виде не подпишу эту госпрограмму. Зачем мне себя превращать в унтер-офицерскую вдову? Ерунда получается: с 2017 года увеличиваем финансирование зарплат почти на 30%, а мероприятий - ноль. А для чего тогда нам нужна соцзащита, чтобы казенные учреждения содержали сами себя?» — вопрошал губернатор.

«Социальный» вице-губернатор Николай Емельянов пояснял, что основная масса учреждений, где планируется рост зарплаты, — это неврологическое интернаты. В общем, то ли губернатор не в курсе ситуации, то ли его подчиненные не смогли внятно объяснить положение дел в подведомственной сфере, но впечатление от работы чиновников с деньгами осталось, прямо скажем, неважное.

При всем этом Ленобаласть будет наращивать госдолг — в 2016 году он может вырасти до 31,47 млрд рублей, а расходы по нему - до 2,178 млрд. Проще говоря, придется брать в кредит. Для покрытия текущих кассовых разрывов — прибегать к возобновляемым кредитным линиям. Кроме этого, планируется выпуск облигаций, по которым тоже надо платить проценты, и делать это придется за счет казны. А бюджетный профицит у региона может появиться только к 2019 году. Значит, не исключено, что экономия на здоровье и благополучии обычных граждан будет продолжаться еще не один год.

Марина Елецкая