Posted 10 декабря 2013,, 12:47

Published 10 декабря 2013,, 12:47

Modified 31 марта, 15:58

Updated 31 марта, 15:58

Аэропорт на «птичьих правах»

10 декабря 2013, 12:47
Новый терминал «Пулково-1» уже неделю осуществляет полеты, не имея разрешительных документов. Надзорные органы ситуацию не комментируют, и кто отвечает за безопасность пассажиров, неясно.

Новый терминал аэропорта «Пулково» уже неделю осуществляет полеты, не имея разрешительных документов. Надзорные органы и администрация хаба ситуацию не комментируют, и кто отвечает за безопасность пассажиров, неясно.

Новый пассажирский терминал аэропорта «Пулково», презентованный его создателями как суперсовременный хаб, ни в чем не уступающий лучшим аэропортам мира, открылся, как и предполагалось, 4 декабря. Спустя несколько дней выяснилось, что аэропорт работает «на птичьих правах», не имея разрешительных документов Федерального агентства воздушного транспорта Минтранса России (Росавиации). Ситуация изумляет своей парадоксальностью похоже, только, непрофессионалов. Пассажиры искренне не могут понять, как может работать — заметим, не прогулочный кораблик, и даже не маршрутка, а крупнейший воздушный узел Северо-Запада страны — без соответствующих доказательств качества и безопасности работ и услуг. Профессионалы реагируют на это довольно буднично.

Вопрос, кто будет отвечать, случись, не дай бог, что-то с пассажирами или самолетами, мы адресовали собственно в Росавиацию. «Конечно, отвечать будет тот, кто эксплуатирует аэропорт без разрешения, - сообщил «Росбалту» советник руководителя Росавиации Сергей Извольский. - То есть ООО «Воздушные ворота Северной столицы». А надзорные органы, в свою очередь, должны выяснить, почему новый терминал начал работу».

По словам представителя Росавиации, ведомство действительно не выдавало лицензии на эксплуатацию комплекса и осуществление аэропортовой деятельности. Не существует официального разрешения и на обслуживание пассажиров и багажа, поскольку в данный момент специалисты не видели двух основных документов, без которых лицензия Росавиации невозможна: заключения Ростехнадзора о соответствии требованиям техрегламентов и разрешения на ввод здания в эксплуатацию, которое в данном случае выдает Минрегион.

Вместе с тем представитель Росавиации подчеркнул, что в ведомстве готовы лицензии на оборудование, которое используется в новом терминале — оно, по словам Извольского, прошло все необходимые проверки, экспертизы и готово к эксплуатации. Дело, собственно, в самой «коробке» и ее технических внутренностях включая самую сложную — багажную ленту.

В Северо-Западной транспортной прокуратуре от комментариев отказались, искренне удивившись словам коллеги из Росавиации, что вопрос надо задавать надзорным органам, то есть им. Однако в понедельник транспортная прокуратура начала проверку по поводу использования нового терминала. По словам представителя ведомства, после окончания проверки ее результаты будут обнародованы.

В Ростехнадзоре получить комментарии не удалось. Нет никакой информации по поводу терминала «Пулково» и на официальном сайте ведомства. Остается только догадываться, по каким конкретно причинам не получены разрешения - из-за проблем с терминалом или же дело в обычной бюрократии.

По некоторым данным, у Ростехнадзора действительно есть претензии к качеству строительства, однако получить достоверную информацию, так ли это на самом деле, пока не представляется возможным. Из-за этого, вероятно, и возникают слухи о том, что новый пафосный терминал может закрыться в любой момент. Впрочем, в качестве камня в огород долгожданной стройки можно припомнить еще ряд событий, намекающих на небрежное, скажем так, отношение хозяев к закону.

Сначала было громкое отравление семи сотен иностранных рабочих, задействованными на строительстве — несколько человек пострадали так сильно, что откачать их в Боткинской больнице удалось с трудом. А за несколько дней до запланированного на 4 декабря открытия авиакомплекса транспортная прокуратура вдруг выявила на стройке мигрантов-нелегалов. Было возбуждено административное дело по статье «Незаконное привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства», подрядчиков оштрафовали на миллион рублей.

Буквально за несколько часов до предполагаемого открытия терминала 4 декабря несколько крупных авиакомпаний вообще не знали, куда им приземляться и откуда взлетать. Не знали об этом и пассажиры. «Кто куда полетит 5 декабря, в аэропорту, похоже, еще не знают. Феерично», - писали на авиафоруме граждане. «Хоть бы схему терминала создали да сам сайт обновили. Завтра, типа, запускаются. А ничего нет. Срамота!» - отвечали другие пользователи.

Накануне открытия аэропорта в СМИ просочилась информация о том, что терминал, якобы, в срок не откроется. В аэропорту эту информацию опровергли, однако в нескольких авиакомпаниях «Росбалту» все же пожаловались на бардак в «Пулково». В частности, в представительстве "ЮтЭйр" 3 декабря (накануне открытия) заявили, что ООО "Воздушные ворота Северной столицы" разослало информацию, согласно которой новый терминал не может быть запущен по графику. При этом конкретной даты, с которой компания сможет перевести туда рейсы, обозначено не было, хотя ранее сообщалось, что из нового "Пулково-1" "ЮтЭйр" сможет летать с 11 декабря.

Не было информации накануне запуска и в других авиакомпаниях, например, в S7 и «Якутии». В представительстве «Якутии» еще 3 декабря заявляли, что сведения поступают противоречивые, и когда удастся перенести рейсы из «Пулково-2» в новый терминал, неизвестно. «Там еще много чего не сделано», - говорил представитель авиаперевозчика корреспонденту «Росбалта».

В планы компании "Россия", для которой «Пулково» является базовым аэропортом, также пришлось внести поправки. За день до открытия стало известно, что "по независящим от перевозчика обстоятельствам с 4 декабря 2013 года изменены терминалы отправления рейсов". Так, полеты компании в города России, Европы и СНГ продолжили выполняться из старого здания «Пулково-1». Повезло лишь пассажирам рейсов в Дюссельдорф, Франкфурт-на-Майне и Мюнхен, которые 4 декабря улетели из Единого пассажирского терминала (нового терминала-1 аэропорта "Пулково").

Сейчас в пресс-службе компании-оператора аэропорта от официальных комментариев по поводу странного открытия аэровокзала отказываются. Однако источники, близкие к «Пулково», намекают, что в принципе сертификат «Росавиации» на обслуживание аэропортов у «Воздушных ворот Северной столицы» есть. Правда, на другой аэропорт, соседний.

Между тем, по словам специалистов, отсутствие бумажных «разрешительных» носителей вовсе не означает, что у оператора их нет вообще. Как сообщил «Росбалту» руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев, «надо понимать, что в бесперебойной и безопасной работе аэропорта заинтересованы все, включая Росавиацию».

По словам эксперта, тут вырисовывается обычная бюрократическая волокита. «Если конкретный документ попросту не дошел до нужного чиновника, то проблема не в терминале, а в том, что документы плохо «ходят», - считает авиаэксперт. - Сейчас говорят о том, что нет одного из важнейших документов — заключения Ростехнадзора о соответствии или несоответствии объекта техрегламенту. Вопрос следующий: а был ли вообще этот документ? Никто не знает, никаких комментариев от Ростехнадзора нет. И непонятно, была ли проверка, нашли ли в ходе ее что-то или нет. Поэтому, исходя из таких данных, говорить о том, что аэропорт не прошел проверку, нельзя. Как нельзя и говорить, что функционирование аэропорта и сложных технических систем не отлажено. Все-таки это компания старается действовать по закону».

Между тем на вопрос, почему эта «законопослушная компания» умудрилась начать авиаперелеты без важных резрешительных бумаг, так и остается без ответа. По мнению экспертов, никакой особой спешки с запуском терминала именно 4 декабря не было — строители вполне могли уложиться в сроки до конца декабря 2013 года, как и положено.

«Нет объяснений этой накладке. Видно, так сильно хотели успеть», - говорит Пантелеев. А тут получилось буквально: поспешили — репутацию подмочили и людей перепугали.

Марина Бойцова

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.