Posted 31 января 2014,, 15:04

Published 31 января 2014,, 15:04

Modified 31 марта, 15:14

Updated 31 марта, 15:14

Политика «изгнания бесов»

31 января 2014, 15:04
Иван Преображенский
Религия все глубже проникает в политику, которая все чаще приобретает черты священнодействия. Характерный пример - молитва иудеев у иерусалимской Стены плача с просьбой изгнать из Вашингтона госсекретаря США Джона Керри.

Религия все глубже проникает в политику. Не потому, что религиозные лидеры скрыто влияют на принятие политических решений, а политические экстремисты используют в своих целях верующих фундаменталистов. Просто современная политика все чаще приобретает черты религиозного ритуала. Характерный пример - молитва иудеев у Стены плача с просьбой изгнать из Вашингтона госсекретаря США Джона Керри.

Изгнание бесов – это один из самых ярких религиозных ритуалов. И самый, отметим, сомнительный с точки зрения большинства традиционных религий, который не отрицают экзорцизм в целом, но стараются минимизировать количество случаев его использования. И на рациональном уровне и на уровне ощущений все мы понимаем, что изгнание злого духа – самый первобытный, пожалуй, ритуал.

Неудивительно, что именно изгнание беса, по мере архаизации мировой политики, наступления, как говорят некоторые культурологи «нового Средневековья», пользуется все большей популярностью в мире. Последний, самый, пожалуй, яркий пример, это Израиль.

В Иерусалиме 30 января (кстати, это день перемены дат по лунному календарю, когда в странах юго-восточной Азии отмечают новый год) несколько тысяч человек собрались у Стены плача. Они пришли, как официально было объявлено, чтобы вместе помолиться о «божественном вмешательстве», которое спасло бы Израиль от «инициатив Джона Керри».

Речь, напомним, идет о палестино-израильских переговорах по урегулированию взаимных претензий. Они в очередной раз возобновились при посредничестве, а главное, под прямым давлением со стороны США, и сейчас ни шатко, ни валко продолжаются. Однако у израильских «правых» они вызывают все больше раздражения, поскольку им кажется, что при нынешнем госсекретаре США Израилю приходится идти на все большие уступки палестинцам, а сам Джон Керри как будто специально предлагает заведомо неприемлемые решения.

К критике американского госсекретаря подключался одно время даже нынешний министр обороны еврейского государства Моше Яалон. Однако если до этого Вашингтон сквозь пальцы смотрел израильские «игры» вокруг Джона Керри, такие как, например, создание оскорбляющих госсекретаря сатирических сайтов, то резкие заявления министра вызвали ответную реакцию. Яалону пришлось извиняться.

Однако на его место пришел нынешний министр строительства Израиля Ури Ариэль. Он публично усмотрел в поведении Джона Керри что-то «антисемитское». И явно не собирается пока извиняться. Собственно, и молитва у Стены плача прошла не без участия Ури Ариэля. Среди молящихся были не только раввины, «правые» активисты, поселенцы, построившие себя дома на территориях, которые юридически считаются палестинскими, но также и сам министр, а также несколько «правых» депутатов израильского Кнессета.

Эта знаковая молитва явно стала классическим случаем политического «экзорцизма», хоть бесов изгоняли не из конкретного человека по имени Джон Керри, а напротив – собравшиеся просили высшие силы выставить самого Керри из Госдепартамента США.

Этот пример, наверняка, найдет в ближайшие годы немало последователей. Тем более, что не израильтяне первыми придумали этот ход. Действие, которое в современной постмодернистской системе назвали бы, наверное, «деконструкцией мифа о власти», ранее совершили, например, девушки из панк-группы Pussy Riot, утверждавшие, что их акция в Храме Христа Спасителя была как раз неким «панк-молебном» об изгнании Владимира Путина с поста президента.

Удивительно, как аналогичный прием до сих пор не использовали на Украине, организовав на Майдане массовый молебен об изгнании Виктора Януковича с поста президента этой страны. Или, скажем, российские «охранители» не перешли от демонстраций разнообразных «даров волхвов» к активным действиям. Например, не провели на Красной площади молебен за изгнание США из числа мировых сверхдержав или уж, как минимум, за изгнание бесов из Соединенных Штатов. С поименным, разумеется, перечислением этих бесов, начиная со Збигнева Бжезинского. Ну а в будущем, глядишь, дойдем и до молебнов с просьбой даровать дождь в засуху или снег к Олимпиаде, благо это общемировая тенденция. Есть, оказывается, с кого брать пример.

Так что те, кого не устраивает шумиха вокруг «пояса Богородицы» или «даров волхвов», просто не понимают, что критикуют. Им не нравятся религиозные ритуалы, осуществляемые церковью. Но лучше бы им задуматься о том, что будет, когда до политиков дойдет, что это так удобно – «изгонять бесов» из своих оппонентов.

Иван Преображенский