Posted 31 января 2014, 12:04

Published 31 января 2014, 12:04

Modified 31 марта, 15:14

Updated 31 марта, 15:14

Правозащитники: В Саратовской области полицейскими показания выбиваются под пытками

31 января 2014, 12:04

МОСКВА, 31 января. Пытки стали рутинным явлением в российской правоохранительной системе и применяются на всех стадиях уголовного процесса. Правозащитники продемонстрировали этот тезис на примере Саратовской области, о чем и рассказали на пресс-конференции в московском офисе «Росбалта».

В частности, директор НИИ проблем коррупции Сергей Сапронов рассказал о вопиющем случае, произошедшем некоторое время назад в Саратове, когда сотрудники полиции схватили на улице попавшего им под руку Армена Гаспаряна, отвезли его в Ленинский райотдел внутренних дел, возглавлявшийся на тот момент полковником Сергеем Полтановым, зверски избили его, а затем вывезли за город, облили бензином и подожгли.

По словам другого участника пресс-конференции, адвоката Елены Сергун, последующая медэкспертиза установила, что Гаспаряна сожгли заживо. Сергун отметила, что возглавивший ГУВД по Саратовской области генерал Сергей Аренин не просто вернул отстраненного к тому времени Сергея Полтанова в органы внутренних дел, но еще и повысил его в должности, сделав своим заместителем.

В презентованной на пресс-конференции брошюре, выпущенной НИИ проблем коррупции и озаглавленной «Пытки в Саратове. Белая книга: 2009-2013 гг.», приведены еще ряд случаев применения пыток, которые для некоторых заключенных, в частности, для Алексея Акульшина и Артема Сотникова, также закончились летальным исходом.

По словам Сапронова, «в правоохранительной сфере Саратовской области сложился наиболее сложный узел проблем, который стал причиной роста преступлений полицейских против жизни и здоровья граждан».

По мнению эксперта, с приходом в полицию Саратовской области генерала Аренина признания заключенных, выбитые из них полицейскими под пытками, «вновь стали «царицей доказательств».

Сергун напомнила, что допрос наемного менеджера небольшого ЗАО «Аркада - С» Марины Шуляк, человека с прооперированным сердцем, проводившийся все тем же полковником Полтановым, вообще не имевшим, по словам адвоката, никакого отношения к ее делу, едва не закончился для женщины смертью.

Сергун также отметила, что в деле Шуляк проявились не только незаконные методы ведения следствия, но и грубые нарушения полицейскими ведомственных инструкций, которые, в частности, «жестко запрещают контакты следователя, ведущего дело, и прокуратуры», призванной лишь наблюдать за законностью происходящего.

В то же время в постановлении о возбуждении ходатайства о продлении срока предварительного следствия по делу Шуляк следователь Александр Фомин прямым текстом пишет, что окончательный проект постановления о привлечении Шуляк в качестве обвиняемой «согласован с прокуратурой области».

По словам адвоката, она была изумлена, когда «под этим процессуальным шедевром» увидела подпись одного из руководящих сотрудников Следственного департамента МВД России.

Сергун полагает, что министр внутренних дел России Владимир Колокольцев «о подобных вещах вряд ли догадывается». Но, с ее точки зрения, если «руководитель федерального уровня ставит свой автограф под этим безобразием, что тогда ждать от этого органа». По ее словам, «одно из двух: или у нас наверху умеют только подписывать, или это узаконенная система».