Posted 25 февраля 2014,, 09:07

Published 25 февраля 2014,, 09:07

Modified 31 марта, 14:52

Updated 31 марта, 14:52

Сочи, инновации и русские утехи

25 февраля 2014, 09:07
Сергей Лесков
Спорт, в том числе массовый, – удел интеллектуального общества и индикатор «умной» экономики. Удивительно, что Россия, создав первую в мире северную цивилизацию, не сумела увлечь мир ни одной спортивной забавой собственного изготовления.

Закончились Олимпийские игры в Сочи, которые две недели владели умами значительной части российского народонаселения. Медали нашли достойных обладателей, спортивные функционеры вздохнули с облегчением от сознания того, что миссия по организации крупнейшего форума завершилась успешно. Болельщики постепенно остывают от впечатлений. Но склонному к философским размышлениям наблюдателю интересно разобраться в том, какие тенденции выявили Игры в Сочи.

Нет, не спортивные тенденции, а, берите шире, цивилизационные. Ведь только поверхностный болельщик может подумать, что современный спорт высших достижений – это состязание характеров и мышечных сгустков. Современный спорт зависит от высоких технологий не в меньшей степени, чем, скажем, авиация и компьютерное дело. Крупные спортивные форумы по насыщенности техническими новинками не уступают всемирным выставкам ЭКСПО.

Веками Европа вполне обходилась без спорта. Причин тому множество, углубляться не будем. Но даже если допустить, что бренная плоть была принесена в жертву возвеличиванию духа, то особых духовных высот Средневековье не подарило. Как сейчас сказали бы, сплошная стагнация. Самые умные люди в монастырях умерщвляли плоть и тем самым укорачивали мысль. Рыцарские турниры никак нельзя назвать спортом, хотя бы по той причине, что, во-первых, физические кондиции не были предметом выяснения отношений, а во-вторых, спорт не допускает смертоубийства. Термин «рыцарское поведение» употребляется в спорте часто, но если бы на современных аренах появились настоящие псы-рыцари, олимпийские факелы бы потухли.

Спорт в современном понимании появился в Англии в эпоху промышленного расцвета ХIХ века. Англичанин-мудрец изобрел паровую машину, электрический двигатель, ткацкий и токарный станок, паровоз и пароход, а также придумал новый феномен под названием «спортивная игра» - от футбола и тенниса до пинг-понга и гольфа. И, конечно, бокс, которым особо увлекались джентльмены, любители широких жестов. Потом Англия отошла в тень, и Америка изобрела телевидение, авиацию, компьютеры, интернет. А также новые игры - баскетбол, волейбол, наш любимый хоккей и непонятный бейсбол. Венцом выдумки долго казался бобслей, к которому советские спортсмены подступались долго и с опаской.

Но теперь пришла эпоха новых видов спорта, которые нарождаются быстрее, чем растет производительность компьютерных чипов. Олимпиада в Сочи представила российскому болельщику, который взращен на консервативных лыжах и коньках, экзотические виды спорта с чудными названиями. Это вроде непонятного меню в заморском ресторане - шорт-трек, фристайл, керлинг, а еще могул, слоуп-стайл, скелетон, хаф-пайп…

Если бы Нобель дожил до наших дней, он обязательно придумал бы премию за открытия в спортивной науке. В спорте высших достижений стабильного успеха добиваются страны, которые являются лидерами в технологическом и инновационном развитии. Подготовка чемпиона – это работа на пике достижений физиологии и фармакологии. Экипировка чемпиона напоминает снаряжение спецназовца самой передовой армии. Кроме того, в фундаменте подготовки выдающегося атлета стоит массовый спорт. В этом, кстати, кроется объяснение нашего фиаско на хоккейном турнире.

Почему мы так истово верили в наших хоккеистов? Потому что у нас Малкин и Овечкин? Канада без труда соберет три равноценные сборные, мы на одну команду с трудом наскребли. Это вообще наш конек - звезды и олигархи. А общий уровень жалкий. Олимпийский чемпион лыжник Александр Легков был лучшим хоккеистом «Золотой шайбы», но ушел из хоккея, потому на сто верст вокруг хоккейной секции не было. Нам очень трудно даются победы в тех видах спорта, которые требуют массового фундамента и командной подготовки. При бешеной популярности в футболе, баскетболе, хоккее мы звезд с неба не хватаем.

СССР метеором ворвался в чинный спортивный мир в 1950-1960-е годы. Впервые на Олимпийских играх СССР побил США в общекомандном зачете в 1956 году, когда XX съезд развернул страну к политической оттепели и породил невиданный взрыв оптимизма. Закономерность победы была подтверждена в 1960 году на Олимпиаде в Риме. Мы неводом брали спортивное «золото» и, одновременно, получали Нобелевские премии, а также первыми вышли в космос и первыми начали строить атомные электростанции. Массовые спортивные объекты, начиная с пришедших в негодность стадионов, вроде Лужников, были построены тоже в эту эпоху. Имена Льва Ландау и Александра Прохорова, Юрия Гагарина и Валентины Терешковой, Юрия Власова и Валерия Брумеля, Бориса Пастернака и Михаила Шолохова прогремели на весь мир одним залпом. Кстати, наши последние Нобелевские лауреаты Виталий Гинзбург и Жорес Алферов получили Нобелевские премии позже, но работы были сделаны именно в эти годы. Поддерживающие российскую космонавтику на пристойном счету «Союзы» и «Протоны» тоже были сконструированы в эпоху оттепели.

Итак, спорт, в том числе массовый спорт – удел интеллектуального общества и индикатор «умной» экономики. Последние годы отмечены резким прогрессом в средствах коммуникации. «Айфоны» и «айпады» – это скоростные иконы XXI века. Одновременно появляются молодежные виды спорта, которые пугают старшее поколение дикими скоростями, - уже перечисленная армада от хаф-пайпа до слоуп-стайла. Родились эти виды спорта в странах, которые являются технологическими лидерами. Характерно, что совсем не зимние Япония и Южная Корея неплохо заявляют себя в суперновых дисциплинах. Им не нужен снег, но привлекает скорость.

Удивительно, что Россия, создав первую в мире северную цивилизацию, не сумела увлечь мир ни одной собственного изготовления спортивной забавой. Казалось бы, если ты освоил Северный морской путь, то придумать новый вид спорта и забрать себе весь пьедестал – плевое дело. Да, хоккей мы освоили не хуже марксизма, но в прорубь нырять никого не научили. Из новых видов лучше всего у нас дела в керлинге, что злые языки могут объяснить вековыми традициями крепостного права и неискоренимой привычкой жить на коленях.

Мне кажется, это чудовищное упущение российской спортивной дипломатии и лично харизматичного министра Мутко. Стоило бы провести на правах хозяина в программу Олимпийских игр в Сочи какую-нибудь русскую утеху, недоступную иностранному организму. Например, прыжки в прорубь с вышки – «айс-хоул хай-дайвинг». Полная гарантия, что мы стали бы по медалям монополистами и не дрожали бы до последнего за исход командной борьбы.

А если серьезно – замечательная получилась Олимпиада. Теперь бы с технологиями и инновациями дело задалось.

Сергей Лесков