Posted 1 марта 2014,, 19:12

Published 1 марта 2014,, 19:12

Modified 31 марта, 14:47

Updated 31 марта, 14:47

Король модного авангарда

1 марта 2014, 19:12
Один из интереснейших модельеров нашего города - Владимир Бухинник. Многие помнят его безумную одежду еще по телепередачам времен перестройки. Автор до сих пор верен себе и находится на пике моды.

ИА "Росбалт" продолжает проект "Петербургский авангард", посвященный горожанам, которые находятся впереди, в авангарде культуры и искусства. Наш нынешний герой — один из интереснейших модельеров Северной столицы Владимир Бухинник. К тому же он - король авангарда с 1995 года. Самый настоящий, титулованный. Стал им на Первом Московском Международном фестивале авангардных коллекций «Альбо-Мода». Делал костюмы для безумных спектаклей Виктюка и Полунина. Участник и призер выставок и фестивалей "Восток-Запад" (Турку, Финляндия), "Таллиннские дни моды" (1989, 1990), "Вильнюсские дни моды " (1991, 1992, 1993), "Ассамблея неукрощенной моды" (Рига, Латвия, 1991, 1992, 1994). В 1993 году были также сольные показы в Берлине.

Многие помнят веселую, безумную одежду от Бухинника еще по телепередачам времен перестройки. Штаны в форме шаров, сочетания розового с желтым, при этом все же мода, а не карнавал, театр или ремейк. Но бурные 90-е закончились… Бухинник до недавнего времени руководил Международным конкурсом «Адмиралтейская игла», ныне он доцент кафедры «Дизайн костюма» Санкт-Петербургского экономического университета. Сейчас его опять можно видеть на ТВ, где он ведет программу «Хорошее утро».

- Владимир, вы начинали вашу деятельность в бурные годы перестройки, когда в мире была мода на русский неоавангард. Каким стало ваше первое изделие?

- Когда я начинал заниматься модой, многие сочетания вещей из того, что сейчас кажется обыденными, были как минимум экзотичными, как максимум – вызывающими. Например, шорты и пиджак в одном мужском комплекте. Сейчас так многие ходят по улице, и никого это не удивляет. Так выглядела моя первая коллекция в 1989 году на фестивале «Молодежная мода». Она называлась «Вояж», и на то время считалась очень авангардной.

- Что было вашими университетами?

- Мои университеты началась с того, что я получил хорошее портновское образование и практику. Это очень помогло мне освоить профессию дизайнера и продолжить работу. Современные дизайнеры даже не подозревают, что основой профессии является портновское искусство, хотя западные системы образования построены именно на этом. Там профессии дизайнера одежды обучаются чаще всего люди не совсем юные, и умение шить является равным умению рисовать. А затем я получил культурологические образование в Академии театрального искусства. Это дало мне ту широту взгляда на мир и искусство, которого мне не хватало в рамках профессии дизайнера одежды.

- Вы были поклонником русского авангарда?

- Русский авангард начала XX века как направление в живописи, тот авангард, который ценится во всем мире, к моде вообще и русской моде 90-х годов в частности имеет мало отношения. Тогда наша деятельность, скорее, была близка к нынешнему актуальному искусству, это была альтернативная мода, концептуальная одежда, и ее дух лучше всего выразило название очень прогрессивного тогда события - «Фестиваль неукрощенной моды».

- Вы сразу привлекли внимание своими эпатажными одеяниями. Но тогда все кругом бурлило. Трудно ли было выделиться в общем креативном кипении?

- Мне выделиться никогда не составляло труда, это дано как тяжелый крест, мне гораздо труднее мимикрировать в толпе. Единственное, что меня очень радует - я не выделялся глупо. И надо еще учитывать условия тогдашнего нашего жития. В тех условиях тотального дефицита гораздо проще было выглядеть экзотично, нежели цивилизовано.

- Кто из модельеров оказал на вас влияние?

- Эльза Скиапарелли, Ив Сен Лоран, Жан Поль Готье, Вивьен Вествуд, Йоджи Ямамото, Рей Кавакубо.

- Какую свою коллекцию вы считаете наиболее отражающей ваш вкус?

- Каждая моя коллекция отражает мой вкус. Иное было бы странно. Только вкус меняется со временем и опытом. Поэтому все коллекции разные, но нечто общее все равно прослеживается. Очень ярким событием стал показ «Короли авангардной моды на Красной площади» на фестивале Стаса Намина «Новый мир» в рамках празднования 850-летия Москвы. Выступали Андрей Бартеньев, Катя Филиппова и я. Благодаря этому мы оказались свидетелями одного из самых ярких впечатлений в моей жизни – концерта Лучано Паваротти на Красной площади. Хотя каждый показ – это испытание и уникальный опыт, поэтому дороги все.

- Наш город часто называют классическим, любящим классику.

- Мне не нравится, когда из петербуржцев делают «синий чулок». Наш город объединяет в себе столько стилей в архитектуре, искусстве, поэтому считаю, что и в моде он всеяден. По этой причине он ближе к Европе.

- Насколько в моде у нас любят авангард?

- Авангард в моде нигде не любят, это, скорее, исключение из правил. Это направление не для среднего обывателя. Богемная часть общества всегда любила выделяться. Авангард - это нечто альтернативно плывущее против течения, но только в этой области моды рождаются по-настоящему новые и свежие идеи.

- Ныне времена изменились, рынок насыщен всяческим модным фастфудом из трикотажа, тянущегося на любые формы. Да и вообще много одежды на разные вкусы. Или чего-то не хватает, на ваш взгляд?

- Нужно сказать огромное спасибо появившемуся в России масс-маркету. Во-первых, у людей есть выбор доступной одежды, во-вторых, я вижу, что, например, молодежь, одевается лучше, разнообразнее, интереснее. Но не хватает очень многого: доступной качественной одежды, модной одежды для людей нестандартных размеров, очень сложно купить стильную мужскую обувь – или нет ассортимента, или цены запредельные. До России чаще всего «не доезжают» классические вещи известных джинсовых производителей, или, опять же, - все очень дорого.

- Можно ли говорить о петербургском стиле одежды?

- Петербургский стиль одежды, конечно, есть. Он продиктован и архитектурой, и традициями, и климатом. У нас довольно промозгло, это заставляет одеваться теплее, носить мех, много шерстяного трикотажа, шапки и шарфы. Строгая архитектура не располагает к рюшечкам и блесточкам, а традиции тяготеют к классике. Из всего этого следует, что лучшие образцы итальянской и французской моды нам не очень годятся, как и яркие краски или элегантность белого цвета. Наверное, Петербургу лучше всего подходит английская мода. Хотя молодые люди, формирующие актуальное ныне направление street wear, носят всего понемногу, и это забавно, интересно и свежо, радует глаз и дает импульс для творчества.

- Вячеслав Зайцев приезжал к нам на конкурс молодых модельеров. Он сетовал на загубленную российскую текстильную промышленность, на отсутствие наших линий одежд. Кто-нибудь из ваших учеников открыл свое пошивочное дело?

- Выпускники нашей кафедры ежегодно пополняют ряды дизайнеров марок, производящих готовую одежду, например Oodji. Открыть же свое дело в нашей стране очень сложно, а поддерживать свою марку – еще сложнее. Это удается единицам. Есть, к примеру, Ася Когель, Надя Орлова, Юля Косяк. А с Зайцевым я абсолютно согласен.

- Кто из звезд в других видах творчества вам наиболее близок сегодня?

- Я считаю, что в мире утрачено такое свойство, как скромность. В современном арт-пространстве мне интересны и близки две персоны: Бэнкси и Мейсон Мартин Марджела. Их знает весь мир, но практически никто не видел. В личности и в творчестве, в первую очередь, интересна загадка, тайна, а не когда все на показ.

- Чего не хватает нашему городу?

- Во все времена нашему городу не хватает чистоты на улицах. Зимой грязь на улицах заставляет ходить только в одной обуви - ботинках Timberland.

Беседовала Ирина Дудина