Posted 21 марта 2014, 09:40

Published 21 марта 2014, 09:40

Modified 31 марта, 14:28

Updated 31 марта, 14:28

Тяжкая доля

21 марта 2014, 09:40
Еще три года назад в Минрегионе РФ обещали решить проблемы обманутых участников долевого жилищного строительства в течение полутора лет. А воз и ныне там. В России насчитывается 80 тыс. пострадавших семей.

Еще три года назад в Минрегионе РФ обещали решить проблемы обманутых участников долевого жилищного строительства в течение полутора лет. А воз и ныне там.

«Мы составляем график-план по решению задачи, с каждым субъектом ведем работу. Решим до середины 2012 года, чтобы к этой проблеме больше никогда не возвращаться», – сказал в феврале 2011 года замминистра регионального развития Константин Королевский. Численность обманутых дольщиков тогда определялась в 58 тыс. пострадавших.

В настоящее время в России насчитывается около 80 тысяч обманутых дольщиков. Как сообщил корреспонденту «Росбалта» представитель движения «Однодольщики» Данил Володин, это означает, что от мошенников пострадали 80 тысяч семей.

Данил Володин напомнил, что в 2013 году Минрегион РФ издал распоряжения по поводу критериев признания участников долевого строительства обманутыми. Однако присвоение им такого официального статуса никак не повлияло на решение проблемы.

«На настоящий момент, как было порядка 80 тысяч обманутых дольщиков по всей России, так, к сожалению, они ими и остались. В каких-то регионах, где глава переживает за жителей или хотя бы за свое кресло, то он проявляет какую-то активность, и там проблемы решаются. Во всех остальных случаях ситуация как была плачевной, такой она и осталась, потому что критерии признания дольщиков обманутыми выработаны, а единых механизмов решения их проблем по-прежнему нет», – констатировал общественник.

Как напомнил Данил Володин, власти не желают выделять денег на разрешение проблем дольщиков ни из федерального, ни из местных бюджетов, а предлагают различные схемы достройки проблемных объектов новыми подрядчиками, что затягивает решение вопроса.

«В Балашихе был случай, когда застройщику выделили земельный участок, чтобы он достроил проблемные объекты с обманутыми дольщиками. Вместо этого, он на этом участке начал строить новые дома с новыми долевыми участниками. В итоге, он породил новых дольщиков, не достроил старые объекты и не построил новые дома. Если вначале на объекте было до тысячи дольщиков, то стало полторы тысячи, в полтора или два раза увеличилось. Землю этому застройщику выделили, все сделали, чтобы он строил, а получается, дольщики оказались второй раз обмануты», – рассказал общественник.

К «обманутым дольщикам» причисляют себя не только жертвы коммерсантов-аферистов. Без денег и жилья могут оказаться и те люди, которые доверились госстроительству.

В Уфе по адресу улица Строителей, 18 девятиэтажный дом возводится по заказу государственного унитарного предприятия «Фонд жилищного строительства». Среди будущих жителей высотки – люди, приобретающие квартиру по ипотеке, социальной ипотеке и нуждающиеся в социальном жилье.

«Дом начали строить в 2007 году, первая сдача построенного была назначена на сентябрь 2012 года, потом 2013-го, а сейчас говорят о третьем квартале 2014 года. Опять к зиме затянут», – рассказали корреспонденту «Росбалта» несостоявшиеся жильцы.

За годы ожидания заказчик сменил подрядчика, а люди, ожидающие постройки своих квартир, «бомбардировали» своими жалобами и просьбами все чиновные инстанции, вплоть до президента Башкирии.

Пострадавшие по праву считают себя «обманутыми дольщиками», только не знают – кого теперь назвать мошенником, ведь квартиры в этом доме им обещало государственное предприятие. За время ожидания они познакомились и с другими уфимскими пострадавшими, узнали об их проблемах.

«У нас такой случай, что подрядчик сменился. Есть и другие случаи. Людей в Уфе обманывают, делают «двойные» продажи квартир. Обманутые дольщики с нами переписывались, призывали объединиться», – рассказали несостоявшиеся жильцы дома по улице Строителей.

По словам Данила Володина, в стране довольно много «неклассических» обманутых дольщиков, которых могут не учитывать чиновники в своих подсчетах.

Так, к числу пострадавших можно отнести людей, обманутых при расселении ветхого и аварийного жилья. Застройщик затягивает строительство новых жилых домов, и люди вынуждены проживать в аварийных квартирах или во временном жилище.

«Есть еще дольщики, чьи дома сносят по решению суда. С нашей точки зрения, это вообще беспредел, потому что не каждый дольщик обладает знаниями, чтобы проверить всю документацию на соответствие всем нормам. Я не верю, что сидит чиновник в своем кресле и не знает, что, грубо говоря, в соседнем дворе строится дом без разрешения на строительство. Если дом строится, значит чиновник в курсе, значит с ним кто-то договорился и ему позволили строить этот дом. Потом дом достраивается без разрешений, люди собираются въезжать, а чиновник этот дом сносит. Это о чем говорит? О коррупционной составляющей. Возможно, чиновник был в сговоре с бизнесменом, который строил этот дом. Если чиновник не был в сговоре, он должен был предотвратить строительство. На момент рытья котлована должны были прийти правоохранительные органы, арестовать это строительство до момента получения всех необходимых документов застройщиком», – пояснил Данил Володин.

Среди самых бесправных дольщиков – люди, вложившие средства в строительство 3-4-этажных домов, у которых чиновники обнаружили признаки многоквартирности.

«Нередки случаи, когда такие дома сносят, потому что якобы по закону, если у дома есть признаки многоквартирности, то на него нужно получать соответствующие документы, а застройщики, соответственно, этих документов не получали. Но нельзя сказать, что тут стопроцентная вина застройщика, потому что на момент, когда начинали строительство этих 3-4-этажных домов, не было закона, который бы указывал явно на незаконность строительства, если дом имеет признаки многоквартирности. Просто потом власти спохватились, что строительство коттеджей, по сути, используют как строительство домов, и стали вводить какие-то законодательные нормы», – уточнил Данил Володин.

Один из таких громких случаев имел место на территории садоводческого товарищества «Поселковое» в Центральном районе Сочи. Около десятка человек вложились в строительство дома, но в октябре 2013 года приехали судебные приставы и нанятые гастарбайтеры разрушили готовую постройку. Случай получил резонанс, так как дом начали разбирать, несмотря на то, что внутри него еще оставались жильцы со своим имуществом.

Как рассказала жительница разрушенного дома Марианна Зильберг, сейчас все обстоятельства расследуют правоохранительные органы. Дом в «Поселковом» сносился по решению суда.

«Судья принял ходатайство, в котором моя мама якобы просила провести суд без нее. Ничего этого мама не писала. Доказано, что подпись поддельная. Ходатайство даже не прикреплено к делу, но суд, не выслушав нашу сторону, принял решение», – рассказала Зильберг.

Согласно версии следствия, злоумышленники из властных контор вымогали взятку у собственников за невнесение дома в список жилья, подлежащего сносу. В материалы дела не было включено заключение горстроя о том, что дом в «Поселковом» имеет три этажа: его посчитали четырехэтажным.

«У нас вымогали деньги за приостановку сноса дома и за то, чтобы нам вернули обратно наши же вещи, технику, кондиционеры на 200 тыс. рублей. Это все записано на диктофон, там ОБЭП присутствовал», – уточнила жительница.

Эксперт из «Однодольщиков» Данил Володин выразил надежду на то, что в связи с принятием закона о страховании новых обманутых дольщиков должно появляться значительно меньше. Хотя это не решает проблемы десятков тысяч «старых» дольщиков.

Однако с учетом того, какую выгоду от обмана людей получают недобросовестные чиновники, прячась за спины мошенников-строителей, можно предположить, что сменятся лишь схемы обмана.

Дмитрий Ремизов