Posted 16 мая 2014, 15:22
Published 16 мая 2014, 15:22
Modified 31 марта, 13:34
Updated 31 марта, 13:34
Россия потеряла очередной ракетоноситель «Протон-М». В один момент в космическую пыль превратилось оборудование, стоимость которого превышает 1 млрд руб. Возможно, общая сумма ущерба будет больше — пока речь идет лишь о стоимости потерянного спутника.
Как пояснили в Роскосмосе, причиной аварии, которая произошла на расстоянии в 160 км от старта, могло стать падение давления в одном из рулевых двигателей третьей ступени носителя. Космический аппарат так и не смог выйти на заданную орбиту. На момент подготовки данного материала точно не было известно, где упала ракета — то ли на Алтае, то ли в Тихом океане. Некоторые обломки космического аппарата или третьей ступени могли и вовсе упасть на территории уездов Китая Иань и Байуюань, возможно, подарив пытливым китайским ученым шанс сделать очередной шаг в их программе освоения космоса.
Если так пойдет дальше, нам самим придется прыгать в космос на батуте - примерно в таком мрачном ключе прокомментировал информацию о катастрофе в своем блоге один известный российский эксперт в сфере аэронавтики. Тем самым он напомнил известное высказывание вице-премьера Дмитрия Рогозина, возможно, давая понять, что нынешняя авария может стать хорошим отрезвляющим душем для чиновников, ответственных за развитие отрасли. И от громких антиамериканских заявлений они перейдут, наконец, к исполнению своих непосредственных обязанностей.
Взрыв ракеты уничтожил спутник «Экспресс-АМ4Р», созданный европейским аэрокосмическим гигантом EADS по заказу ФГУП «Космическая связь». Он был предназначен для обеспечения устойчивого покрытия связью всей территории России и стран СНГ и обещал стать самым мощным и высокотехнологичным российским спутником связи и третьим в серии «Экспресс», запущенным в 2014 году. Операторы спутникового телевидения уже сообщили, что катастрофа является для них существенной с точки зрения перспектив развития цифрового вещания. Аппарат должен был прослужить на орбите 15 лет, обеспечивая доступ в Интернет, телефонию.
С финансовой точки зрения, впрочем, потери космической индустрии не будут большими. Риски запуска и эксплуатации комплекса были застрахованы с таким лимитом ответственности, который в разы перекрывает стоимость спутника. Однако научный руководитель Московского космического клуба Иван Моисеев уверен, что каждая авария ведет к повышению цены страховки и к снижению конкурентоспособности российской космической индустрии. «В целом эта авария на бизнесе отразится незначительно. Будет задержка по проектам ГПКС, замедления развития систем связи, но это все не очень критично», - заявил он.
Эксперт посетовал, что подобные ЧП в России происходят слишком часто, тогда как у конкурента нашего «Протона» — американского ракетоносителя «Ариан-5» — последняя авария датируется 2002 годом. «Не могу исключить, что одной из причин недопустимо высокой аварийности становится слабое внимание руководства. Принятые руководящие документы слишком общие и не дают ориентиров на сейчас, проблемные вопросы замалчиваются или затушевываются. Официально и давно уже была констатирована ситуация системного кризиса в отечественной космонавтике, а поведение и заявления руководства напоминают классическую песню «Все хорошо, прекрасная маркиза!», - отметил он.
Напомним, с начала 2000-х «Протон-М» осуществил уже около 50 запусков. Этот ракетоноситель появился в тяжелый для России момент. Главной российской единицей средств выведения тяжелых спутников тогда являлся «Протон-К», единственным преимуществом которого была как раз рекордная надежность. Но составить конкуренцию «Ариану-5» по коммерческим характеристикам этот ракетоноситель не мог.
Предыдущее падение ракетоносителя «Протон-М» с тремя спутниками ГЛОНАСС состоялось меньше года назад — в начале июля 2013-го. Причем катастрофа транслировалась в прямом эфире. Тогда ущерб от аварии оценили почти в 4 млрд руб., и запуски ракеты возобновились только осенью прошлого года. Всего же с 2010 года при выведении на орбиту ракетоносителем «Протон-М» «погибло» уже 12 космических аппаратов. Причем большинство случаев связано с внештатной работой разгонных блоков. Сама ракетоноситель стала причиной аварии лишь однажды — примерно год назад.
Конечно, катастрофы с запусками происходили и во время расцвета аэрокосмического комплекса во времена СССР. Однако если Россия собирается делать ставку на собственные системы ГЛОНАСС и отказываться от сотрудничества с США в рамках МКС и ракетных двигателей, то число таких инцидентов должно быть резко сокращено.
Владислав Кузьмичев