Posted 29 мая 2014,, 15:10
Published 29 мая 2014,, 15:10
Modified 31 марта, 13:21
Updated 31 марта, 13:21
С 10 июня начнется выдвижение кандидатов на выборы губернатора Псковской области. Баллотироваться намерен и член ЦК КПРФ, первый секретарь обкома КПРФ Александр Рогов. «Росбалт» пообщался с политиком, чтобы узнать, в чем он видит проблемы региона и почему считает работу врио губернатора Андрея Турчака неэффективной.
— Почему вы решили выдвинуть свою кандидатуру на выборах губернатора Псковской области?
— Я утвердился в своем решении, когда понял, к чему пришла Псковская область за последние годы. Региональное отделение КПРФ подвело итоги и выпустило сборник «20 лет без СССР. Районы Псковской области в цифрах». Мы сравнили статистику и выяснили, что ситуация с каждым годом ухудшается. Американский журналист Саймон Шустер после посещения нашего региона в 2011 году написал статью о том, что всего за 8 лет область потеряла 11% населения. Такое снижение наблюдается только в годы войны, массового голода, потопа или землетрясения. А у нас вроде все спокойно. Некоторые говорят про «стабилизацию». Но показатели налицо — в 90-м году в области жили 844 тыс. человек, в 2011м — 671 тыс., в 2014 — 656 тыс. Посевные площади сократились: в 2010-м — 275 тыс. га, сегодня — 244 тыс. Уменьшилось поголовье рогатого скота: в 2010-м было 106 тыс., теперь - 90 тыс. Стало меньше школ, за последние три года их ликвидировали 60. Почти в три раза уменьшилось количество медицинских коек. В здравоохранении вообще провели страшную "реформу" - только тем, кто не живет в области, могло прийти в голову на 24 сельских района оставить всего шесть полноценных больниц.
— Вы говорите про школы и детсады - но если численность населения падает, значит и спрос на них снизился.
— В Великих Луках и других районных центрах спрос на новые образовательные учреждения точно есть. И в целом по Пскову, конечно.
— Вы считаете, что нынешняя команда не справляется со своей работой?
— Эти люди проработали вахтовым методом пять лет — и добились только того, что стало хуже. Можно ли губернатору и его команде руководить областью пять рабочих дней, а в выходные уезжать домой, в соседний регион? Конечно нет. Живите там, где работаете. По этому принципу, кстати, фракция КПРФ внесла в Госдуму законопроект о том, чтобы чиновники лечились только в России, а не в Израиле или еще где-то. Но надо идти дальше: если ты чиновник — лечись по месту жительства, в Псковской области, а не в Москве или Петербурге. И дети твои в школу должны здесь же ходить. Когда в 2009 году Турчака только назначали, ему задали вопрос: «А вы семью свою сюда перевезли?» Он откровенно ответил, что дети родились и жили в Ленинграде. Ходят там в школы. А в Псковской области таких школ нет. То есть ты признаешь, что их нет, и ничего не пытаешься сделать, чтобы они были. Нельзя же так лицемерно считать дураками тех, кем руководишь...
— Ранее фракция КПРФ пыталась вынести вотум недоверия Турчаку за незадекларированную недвижимость в Ницце...
— Это было еще в прошлом году. Тогда мы предложили собранию депутатов Псковской области обратиться к президенту с предложением освободить Турчака от должности за нарушение антикоррупционного законодательства. Но однопартийцы-единороссы заблокировали этот вопрос. 6 мая областной комитет КПРФ вновь обратился президенту, акцентировав внимание Путина на лжепатриотизме и антигосударственной позиции врио губернатора по действиям Российской Федерации на Украине. Ответ пока не получен.
— Как вы намерены изменить ситуацию в регионе?
— Можно и нужно работать иначе. Это мое видение. Псковская область находится рядом не только с Эстонией и Латвией, но и Белоруссией. Мы должны с белорусами сотрудничать, использовать их технику, технологии, людей для подъема и развития сельского хозяйства. Поверьте, они многого в этой сфере добились, и продукция у них высокого качества.
У чиновников было неплохое начинание — создать свободную экономическую зону. Мы в партии думали, что в Псковскую область позовут белорусов, будут развивать сельское хозяйство. Но администрация решила выстроить свободную экономическую зону с Сингапуром. Их можно понять — там тепло, море рядом. Одна командировка на человека стоит 300 тыс. рублей. Ездят туда человек по 10, потому что нельзя ведь без секретарши — как без нее?! Вот и получается — 10 человек — 3 млн рублей.
Тут ведь еще и политическая подоплека есть. Белорусы нас поддержали в ситуации с Крымом, а Сингапур выступил за санкции против России.... Между тем мы в прошлом году потратили на совместное с Сингапуром предприятие 260 млн рублей, а в этом — 145. Так ведь это народные деньги! Как их можно освоить с той страной, которая санкции поддержала?! В лучшем случае распилят и по своим карманам раздербанят!
— По вашим прогнозам, сколько лет потребуется на восстановление сельского хозяйства?
— Сложно сказать. Я вот как-то приехал в одно село. Ко мне подошла старушка, показала на развалины и говорит: «Здесь был молочный комбинат. Еще в годы войны работал, я была маленькая, но помню». Почему работал? Потому что немцы понимали: надо своих солдат кормить и русских рабов, которые на них работали. А сегодня этого не понимают региональные власти! Безо всякой войны хуже стало. Чтобы все восстановить, нам, наверное, понадобится больше пятилеток, чем после победы 1945 года.
— А как быть с нехваткой школ и детсадов? С недостатком коек в больницах?
— Путин не так давно сказал, что на селе произошло недопустимое — люди не могут получить медицинскую помощь. Если финансирование недостаточное, кто-то из губернаторов должен иметь смелость сказать президенту, что денег не хватает. Путин не от других должен это узнавать, не от «источников», а от главы региона. Надо показать статистический сборник президенту и сказать: «Это наша с тобой зона ответственности, давай улучшать показатели». Русским же не только в Крыму нужно помогать, но и в исконно-русской области. Надо заботиться обо всех.
— Из года в год псковские экскурсоводы жалуются туристам на проблемы с выделением средств на реконструкцию памятников архитектуры. Якобы деньги выделяются медленно и их по-просту не хватает. Это так?
— Как посмотреть... Возьмем, к примеру, Изборск — федеральная власть выделила на реконструкцию крепости около 5 млрд рублей. Так чиновники не знали, как эти деньги освоить. К приезду Путина планировали все сделать, и то не успели, в итоге президент так и не приехал. Деньги выделены были к 1150-летию (отмечали в 2012 году - "Росбалт"), а работы доделывали позже. Полагаю, если копнуть некоторые акты якобы выполненных работ — кого-то посадить можно точно.
— Местные жители говорят, что до реконструкции Изборск выглядел лучше. Это видно и туристам — раньше внутри все было устлано ковром из зеленой травы, крепость выглядела иначе. Сейчас часть крепости напоминает новодел, а земля залита бетоном...
— Крепость изуродовали. Решил что-то сделать — собери людей, послушай, что ученые скажут. Может, они скажут, что не надо там снимать почвенный слой. Может, там раскопки какие-то надо проводить. А они взяли и сняли... Там было приятно ходить — кругом травка зеленая. А сейчас все залито слоем цемента. Но то, что сделали с самой стеной, — сравнить не с чем, она стала даже не современной, а какой-то непонятной....
По Изборску много вопросов на самом деле. Надо развивать там предпринимательство - оборудовать на территории места, чтобы изборяне могли, скажем, продавать пирожки и квас туристам. Понятно, что этим будут заниматься в основном пожилые люди, но для них это хороший доход, и туристам удобно. Но бабушек-торговок, наоборот, прогоняют.
— Наверное, реконструкция набережной реки Великой в Пскове — еще одна болевая точка?
— Ее начали реконструировать три года назад, работы обещают завершить каждый год. Сейчас назвали новый срок — 23 июля — к 70-летию освобождения Пскова. Но я сомневаюсь, что уложатся к этой дате. Видно же, в каком состоянии реконструкция.
— Псков должен стать туристическим центром или, прежде всего, сельскохозяйственным?
— Я не могу ругать Турчака за что-то, а потом сам поступать так же. Став губернатором, он многие серьезные вещи делал без обсуждения с гражданами, то ли как завоеватель, то ли как самодур. Я же убежден, что работа губернатора - это публичная деятельность с опорой на мнение народа. А что касается перспектив Псковской области, то нужно работать в соответствии со стратегией развития региона. Она была принята после широкого обсуждения в середине 2000-х годов. В ней заложены несколько направлений: туризм, сельское хозяйство, средняя промышленность, малое предпринимательство. Так что стратегия у нас есть. На ней основана и программа регионального отделения КПРФ. Если нас поддержат люди Псковщины, то это и будет локомотив, который вытащит всю область...
Беседовала Антонида Пашинина