Posted 20 июня 2014,, 14:15

Published 20 июня 2014,, 14:15

Modified 31 марта, 13:01

Updated 31 марта, 13:01

«План Порошенко» не сработает в огне

20 июня 2014, 14:15
Предложения президента Украины по урегулированию конфликта на востоке страны выглядят реалистично, однако требуют прекращения стрельбы и подключения к переговорному процессу лидеров ополченцев, полагают эксперты.

Президент Украины Петр Порошенко озвучил основные моменты своего мирного плана по урегулированию вооруженного конфликта на востоке Украины. В общих чертах он сводится к расширению прав восточных регионов (так называемая «децентрализация»), что предполагает введение выборности глав регионов и депутатов местных советов, а также то, что 25% налога на прибыль должны оставаться в регионе. Членам незаконных вооруженных формирований гарантируется создание безопасного коридора для выхода с территории Украины.

Обозреватель «Росбалта» попросил экспертов высказаться о том, насколько такой план реалистичен в сложившейся обстановке.

По словам руководителя центра украинских исследований института Европы РАН Виктора Мироненко, на сегодняшний день «план Порошенко» - единственный документ такого рода. Эксперт считает его вполне реалистичным, однако полагает, что в его первом пункте должно быть записано начало переговоров о прекращении огня.

«Большая часть пунктов этого плана в основном правильные», - считает Мироненко. – «Другое дело, что, самая главная на сегодняшний день задача - это прекращение огня в регионе». Мироненко убежден, что решить ее без переговоров (официальных или неофициальных — это уже не принципиально) с лидерами сопротивления сегодня нельзя, «хотя, с чисто юридической точки зрения, сепаратисты - государственные преступники».

Для этих переговоров, полагает эксперт, нужны нейтральные посредники. Одним из них, например, мог бы стать президент Белоруссии Александр Лукашенко, предполагает эксперт.

В то же время вести переговоры об отделении Луганской и Донецкой областей от Украины нереально, «такие переговоры ни одно государство вести не может и не будет», - сказал Мироненко.

О том, что условием переговоров должно стать прекращение огня, сказал «Росбалту» и заместитель генерального директора Информационно-аналитического центра МГУ Александр Караваев. Переговоры между Киевом и Донбассом могут начаться только после вывода украинских правительственных войск с территории этого региона, считает он.

В то же время Караваев полагает, что мирный план президента Украины, в котором слово «федерализация» заменено на слово «децентрализация», тем не менее, содержит ряд элементов федерализма, в частности таких, как выборы губернатора и законодательных органов Луганской и Донецкой областей, а также увеличение доли средств, которая будет оставаться в этих регионах.

Между тем, полагает эксперт, трехсторонний диалог между Киевом, Донбассом и Москвой надо начинать с нуля. Он отмечает, что «мы (Россия) Донбасс не признали», а замирение сторон позволило бы начать этот разговор с чистого листа.

«Если этот диалог не получится, возможна новая фаза кровопролития», - прогнозирует Караваев. По его словам, «все будет решаться в Киеве, поскольку в Донбассе нет единоначалия».

Эксперт при этом не исключает, что, в случае начала мирного процесса, среди ополченцев может «выкристаллизоваться группа, которая могла бы начать диалог с Киевом с позиций федерализации». По мнению Караваева, в какой-то момент могла бы произойти смычка между тем, что постулирует сейчас киевская власть в рамках концепции «децентрализации», и тем, как эта гипотетическая группа с Донбасса видит свои свободы в рамках нового договора с Киевом. «Если будет длительная пауза в проведении боевых действий, то диалог может быть не столь антагонистичным, как сейчас», - считает политолог.

Основным недостатком «плана Порошенко» является то, что в нем не предполагается взаимодействие с теми, кто сейчас реально контролирует ситуацию на Донбассе. Такое мнение «Росбалту» высказал заместитель директора института стран СНГ Владимир Жарихин.

По его словам, отсутствие в этом мирном плане диалога с донбасскими ополченцами, «перечеркивает его». Порошенко «может сколько угодно встречаться с депутатами от Партии регионов, или с Ахметовым (Ринат Ахметов - крупнейший донецкий бизнесмен, - «Росбалт»), который во многом утратил контроль над ситуацией, или с деятелями культуры, все это будет не более чем вывеской», - считает эксперт.

Жарихин полагает, что Киев мог бы найти партнеров по переговорам среди сепаратистов, поскольку не все они однозначно выступают за отделение Донбасса от Украины. В частности, эксперт указывает на бывшего народного депутата Олега Царева, «который является одним из лидеров объединения «Юго-Восток», в который вошли и представители Донецкой и Луганской «народных республик».

Но главное, уверен Жарихин, «надо начать разговор». По его словам, «в любых переговорах есть такая вещь, как цена вопроса». Политолог полагает, что нынешнее провозглашение лидерами ДНР и ЛНР жесткой линии, заключающейся в отстаивании независимости этих территорий или даже присоединении их к России, с одной стороны, и не менее жесткая линия официального Киева, предполагающего для членов вооруженного сопротивления в лучшем случае безопасный коридор в РФ, это «только исходные позиции». «Потом их можно сближать. Так обычно и делается», - говорит эксперт.

Александр Желенин