Posted 8 июля 2014, 13:41
Published 8 июля 2014, 13:41
Modified 31 марта, 12:42
Updated 31 марта, 12:42
В Германии обнаружился американский шпион. В этом нет ничего странного, тем более что спецслужбы двух стран и так активно сотрудничают. Однако почему немцы решили заявить об этом публично? Похоже, Берлин сигнализирует Вашингтону, чтобы он вел себя в Европе поскромнее.
Информация об обнаружении американского шпиона среди сотрудников германской разведки BND появилась как раз к четырехдневному визиту канцлера ФРГ Ангелы Меркель в Китай. Именно на пресс-конференции в Пекине немецкой руководительнице пришлось комментировать этот скандал. И, к полному удовольствию китайских товарищей, она продемонстрировала не только свою озабоченность, но и возмущение, назвав историю с обнаружением американского «крота» весьма серьезной.
В то же время, немецкие «зеленые», находящиеся в оппозиции к нынешнему правительству, предложили ради расследования американского шпионажа пустить в Германию знаменитого экс-сотрудника ЦРУ Эдварда Сноудена и дать ему политическое убежище. При этом, разумеется, никто даже не вспомнил о том, что этот разведчик первоначально скрывался на территории Китая и лишь потом перебрался в Россию, что позволило некоторым аналитикам предположить, что он был китайским агентом.
Впрочем, это действительно не столь уж важно. Пусть даже именно Китай стоит за попыткой поссорить Германию и США, в то время как американцы с европейцами пытаются договориться о создании единой зоны свободной торговли. Главное — сами немцы, похоже, отнюдь не прочь раздуть скандал посильнее.
Первый и наиболее важный сигнал — это само появление весьма подробной информации об американском «кроте» в BND, который, оказывается, передавал оперативную информацию о секретных совещаниях руководства спецслужб и страны в целом, как выразились бы в советских газетах «своим заокеанским хозяевам из ЦРУ». Раньше дружба Германии и США была так крепка, что о публичном скандале не могло быть и речи. Разведчика бы тихо посадили или даже просто уволили. Но ни о каком «американском следе» не могло бы быть и речи. А если бы пронырливые репортеры что-то пронюхали, то госпожа федеральный канцлер, особенно, будучи в гостях в Пекине, никогда бы не стала говорить, что такой инцидент не соответствует уровню сотрудничества между двумя странами-партнерами.
Теперь же по степени публичности скандала видно, насколько немцы устали от тотальной американской слежки, как им хочется уязвить своих «союзников», а главное — насколько слабо сегодня трансатлантическое доверие между крупнейшими военными державами, входящими в НАТО.
Показательно что, несмотря на намерение обсудить эту историю в Бундестаге и желание поговорить об этом в Конгрессе, источники в немецких спецслужбах и германские СМИ продолжают нагнетать. Например, газета Die Welt уверяет, что ЦРУ было непосредственно вовлечено в разведывательную операцию против Германии, в рамках которой был завербован сотрудник Федерального разведывательного ведомства Германии (BND).
В России, разумеется, происходящему рукоплещут. Еще бы, такой клин вбивается между главными потенциальными противниками из НАТО как раз в тот момент, когда Москве особенно важна позиция Берлина и его отказ вводить санкции в ответ на присоединение Крыма и военные действия на Украине.
Наверняка радуются и в Китае, вне зависимости от того, причастны ли лица с ласковыми конфуцианскими улыбками к германо-американскому шпионскому скандалу.
А вот если посмотреть на происходящее стратегически, с точки зрения поддержания мировой стабильности, то ничего хорошего в происходящем не видно. Как бы ни относиться к НАТО и партнерству ЕС и США, нельзя не признать, что именно их взаимное доверие было залогом послевоенного мира в Европе. После 1945 года если какие-то конфликты и случались, то они были локальными (хотя от того не менее трагическими, как, например, бомбежки Югославии).
Теперь же глобальное доверие уходит в прошлое. Даже близкие союзники, как США и Германия, перестают доверять друг другу, ловят шпионов как блох, устраивают по этому поводу скандальные публичные свары. В общем, создают предпосылки для новых военных конфликтов. И если посмотреть на Украину, то можно понять, что эти конфликты могут оказаться делом вовсе не такого далекого будущего, как всем сегодня кажется. Потому что для налаживания доверия между странами нужны десятилетия, а для того, чтобы публичный конфликт превратился в военный может оказаться достаточно всего нескольких месяцев.
Иван Преображенский