Posted 10 июля 2014, 16:31

Published 10 июля 2014, 16:31

Modified 31 марта 2024, 12:40

Updated 31 марта 2024, 12:40

Восстание машин по-украински

10 июля 2014, 16:31
В Донбассе ополченцы проверяют состояние танков-памятников, которые можно использовать для войны. Завести машины, стоящие на постаментах в Петербурге и области, также не составит труда.

Завести танк-памятник, стоящий на постаменте в Петербурге или Ленинградской области, не составит труда, считают эксперты. То, что когда-то демилитаризовали и законсервировали, можно вновь использовать для войны.

В начале мая в Луганске ополченцы угнали находящийся на реконструкции танк Т-34. Боевая машина многие годы стояла в районе мемориального комплекса "Острая могила". В июне луганские ополченцы завели танк ИС-3, долгое время простоявший на постаменте в городе Константиновка. На машину, ко всему прочему, они установили пулемет. Реанимированный ополченцами советский танк ИС-3 уже принял участие в боях под Ульяновкой. Тем временем представители ЛНР и ДНР диагностируют состояние танков-памятников в Донбассе.

В Петербурге и Ленинградской области можно насчитать десятки, если не сотни мест, где на пьедесталах установлены как танки, так и другая военная техника. Всем известен памятник «танк-освободитель» КВ-85 на проспекте Стачек в Автово, Т-80 на Нефтяной дороге у Обводного канала, Т-34 у Ладожского моста. Открытая площадка военной техники расположена на Кронверкской набережной у Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи.

Директор этого музея, доктор исторических наук Валерий Крылов рассказал, что военная техника, представленная в экспозиции открытого хранения, не может быть применена в боевых действиях. Комментируя «реанимацию» танков-памятников на Юго-Востоке Украины, эксперт отметил, что многое зависит от того, в каком состоянии находится боевая машина. Например, у танков, стоящих на постаментах в Петербурге и Ленобласти, отсутствует двигатель, не работает зарядная система.

"Все памятники военной техники должны находиться в демилитаризованном виде. Это значит, что они не способны к боевому применению. Я на 100% уверен, что на пьедесталах не могут стоять образцы вооружения. Памятники военной истории невозможно применять в боевых действиях. Я отвечаю только за свои памятники. Они демилитаризованы. Думаю, что наши памятники не будут участвовать ни в каких боевых действиях, а будут служить мирному, патриотическому воспитанию граждан РФ", — рассказал Крылов.

Военный историк Александр Гармашев, считает, что директор музея артиллерии сказал правду, но эта правда «лукавая».

«Все, что было когда-то демилитаризовано, можно обратно ввести в строй", - отмечает он. Чтобы это сделать, необходимо просто обладать определенными навыками. Разварить швы, поставить двигатель — не проблема. «Апгрейд» старого выйдет дешевле, чем покупка нового. При этом сумма вложений значения не имеет.

«Вопрос не в финансах. Во время войны деньги не считают. Просто нужны знания, наставления, специалисты, аппаратура», - говорит Гармашев. Он подчеркивает, что отечественные танки и бронемашины времен 2-ой мировой войны до сих пор находятся на вооружении в ряде стран Африки, Южной Америки и Юго-Восточной Азии. В России в ожидании на консервации «стоят» сотни ИС-3 (Иосиф Сталин). Эти машины времен Великой отечественной войны дееспособны, т. е. могут принимать участие в сражениях, но их и не пускают на переплавку и не устанавливают на постаменты.

«Просто так взять и завести танк, стоявший на пьедестале, сложно, но можно. Нужна подготовка. Естественно, что готовить машину надо по ночам, в тишине. Рискованно ведь. Вычислят, разбомбят и прочее. Но чем постамент отличается от «бетонки» в цеху? Да ничем. Ну стен нет. К тому же не все танки ставились на постаменты демилитаризованными», - рассказал Гармашев.

Директор музея городской скульптуры Владимир Тимофеев отмечает: снять с постамента и отремонтировать танк для боевых действий можно. Он напоминает, что в 2003 году у деревни Марьино из Невы был поднят танк КВ-1. Машина участвовала в прорыве блокады на «Невском пятачке». Ее отреставрировали на Невском судостроительном заводе в Шлиссельбурге. Ходовую часть смогли реанимировать, несмотря на то, что техника пробыла под водой 60 лет.

Кроме этого, по словам Тимофеева, большинство городских и областных танков, ставших памятниками, заезжали на пьедесталы самостоятельно, своим ходом - их не привозили на трейлере и для установки не использовали кран.

«Теоретически отремонтировать можно все, что угодно. И «Аврору» до ума можно довести. Вы хотите сказать, что у нас что-то могут угнать? Украина — это пример. Если там отремонтировали танк и ввели в бой, то почему этого нельзя сделать у нас?» - заявил Тимофеев.

Создатель Книги Памяти «Памятники Второй Мировой Войны 1939-1945 гг.» Алексей Седельников отмечает, что история знает многие примеры, когда заводились советские танки, установленные на постаменты. Например, в 2006 году в ходе антиправительственных выступлений в Будапеште был захвачен и заведен Т-34, который стоял у здания венгерского парламента. Правда, разъезжал по улицам города танк не долго. Угонщиков выкуривали слезоточивым газом.

«С танком ведь ничего не происходит. Вынимали двигатель или нет — вот весь вопрос. Тот же танк, который подняли со дна Невы и который теперь установлен на диораме. Слили воду, поменяли масло, залили солярку - завелся!» - рассказал Седельников.

Подпишитесь