Posted 11 июля 2014, 15:45
Published 11 июля 2014, 15:45
Modified 31 марта, 12:39
Updated 31 марта, 12:39
«Никогда ничего подобного наш театр, да и я, не делали. Впервые мы столкнулись не с исторически отдаленным во времени материалом, а с живой материей, вторгающейся в твою жизнь, в твое сознание болью и смертью близких людей», - так объяснил замысел спектакля, оперы-митинга «Крым» режиссер театра, народный артист России Юрий Александров. 10 июля в «Санктъ-Петербургъ Опере» состоялась мировая премьера этой постановки.
Спектакль был сделан в рекордно короткие сроки - за три месяца. В основу оперы легла музыка из оперы «Севастопольцы», написанной в 1946 году советским композитором Марианом Ковалем. В опере было пять отделений, ее партитура составляла 500 страниц. Постановщики «Крыма» сократили действо до одного отделения, проведя зрителя от Крымской войны XIX века до событий в современной Украине. Стихи к опере написаны Натальей Черниковой.
Чтобы соответствовать жанру митинга, спектакль был перенесен в партер, зрители рассажены на сцене, вокруг площадки действия. Здесь актеры и народ смешиваются, и уже трудно понять, где театр, а где реальность. в конце зрители уже полностью вовлечены в круг актеров. А сопровождает это действо сложная музыка, порой наполненная небесным счастьем, порой доходящая до рвущего душу трагизма.
На потолке театра, прямо на панно XIX века, изображающего небо с ласточками, проецируется видеоряд, в котором, увы, чаще всего присутствуют кадры войны, падающих бомб и руин. Ласточки петербургского интерьера метафорично накладывают на себя войну. На полу - карта Крыма, в этом Крыму то танцуют счастливые девушки и матросы, то Родина-мать (Елена Еремеева) вопиет к небу о потере своих детей.
Важную составляющую оперы являет собой участие детей из детского коллектива «Синяя птица» под управлением Анастасии Удаловой. Наверное, это первая опера, где едва ли не половина актеров – дети. Они играют с необыкновенным профессионализмом и своей непосредственной эмоциональностью. Некоторые юные актеры так по-настоящему сопереживают, что по их лицам текут неподдельные слезы. Слезы не могут удержать и зрители в зале.
Сцены счастливой мирной жизни прерывает война. Девушки и дети убиты, кругом разруха. Но мирная жизнь возвращается, выживших детей усыновляют выжившие женщины... И снова хаос, площадка наполняется беженцами. Теперь видеоряд состоит из сцен майдана и войны в современной Украине. Происходящее в стихах выражает Человек от театра (Никита Захаров), который периодически появляется в зале.
Колоритен Сомневающийся гражданин (Всеволод Калмыков) - человек в плаще, с портфелем и глобусом. Спор между Сомневающимся гражданином и Человеком от театра прекращается, когда о спасении начинает просить взрослых маленькая Девочка из зала (Евдокия Малевская). Она, вся в слезах, столь искренне молит о прекращении войны, что тут уже весь зал захватывает единое чувство гнева и требования справедливости. И что, если не восторг, вызывает появление в зале моряков и офицеров - надежды и опоры, защитников мирного населения.
Очень ярким и музыкально, и по танцевальной пластике, и по смыслам оказался эпизод с Корабельным коком (Денис Закиров), раздающим детям пирожки. Под одну из удачных зажигательных музыкальных тем Коваля дети исполняют экзотический танец, в котором смешалась многонациональная пластика народов, населяющих Крым.
Заканчивается спектакль исполнением песни «Легендарный Севастополь» на музыку Мурадели и слова Градова. Эта музыка еще долго потом звучит в душе заплаканных и благодарных зрителей, испытавших катарсис от чувства единения в общем порыве к справедливости и миру. И вот финал - к актерам и детям присоедяется режиссер Александров, а также находившиеся в зале пожилые люди, ветераны и офицеры флота. Все это создает ощущение родства - один народ как одна семья.
Спектакль получился блестящим, совершенно неожиданным, сочетающим классическое пение оперных певцов, детское творчество юных актеров, советскую оперную музыку, обращение к общечеловеческим ценностям и политическую актуальность. Отсутствие декораций было компенсировано тонкой колористикой костюмов и грамотной постановкой света. Некоторые сцены походили на открытки советской эпохи, а соединение богатого интерьера зала с позолотой и классическими скульптурами с картинами советской и современной истории создавало дополнительную глубину смыслов и аллюзий.
Увиденная опера-митинг соответствовала названию и стилю театра. Грациозность, петербургское изящество, высокое мастерство, соединенные с современными мучительными переживаниями россиян и чистыми порывами детей создали яркий творческий продукт. Режиссеру удалось передать через оперу образ многонационального и экзотически прекрасного Крыма, трагические эпизоды его истории, надежду на процветание этого края, обильно политого русской кровью в XIX и XX веке.
Ирина Дудина