Posted 23 июля 2014,, 19:08

Published 23 июля 2014,, 19:08

Modified 31 марта, 12:27

Updated 31 марта, 12:27

Прецедент Локерби

23 июля 2014, 19:08
Малайзийской авиакомпании Malaysia Airlines могут грозить очень большие неприятности из-за гибели ее лайнера в небе над Донбассом. Казалось бы – в чем она-то, бедная, виновата?

Малайзийской авиакомпании Malaysia Airlines могут грозить очень большие неприятности из-за гибели ее лайнера в небе над Донбассом. Казалось бы – в чем она-то, бедная, виновата? Компания и так влипла в чудовищную историю, ей можно только посочувствовать. Но крупные неприятности встанут перед «Малайзийскими авиалиниями» в полный рост, если родственники 283 погибших пассажиров обвинят ее в пренебрежении правилами безопасности и потребуют компенсаций. Что вполне реально и, скорее всего, произойдет. И это будет означать многолетние изнурительные судебные тяжбы по меньшей мере на двух континентах и потенциальный финансовый крах.

Согласно международному соглашению, т.н. Монреальской конвенции, авиакомпания не может уклониться от выплаты обязательных компенсаций погибшим пассажирам, даже если ее лайнер погиб в результате запуска ракеты нехороших людей. Родственникам каждого убитого фирма обязана выделить до 113100 т.н. специальных прав заимствования, как называют странные условные деньги, принятые в Международном валютном фонде. По состоянию на 17 июля, когда самолет был сбит, это составляло около 174 тысяч долларов на человека. Или 49 миллионов долларов за всех пассажиров. Но это все фигня.

Конвенция не ограничивает право родственников подать в суд и потребовать от авиакомпании куда большие суммы (их размер может быть любым), если они сумеют вместе со своими адвокатами доказать, что владелец погибшего лайнера пренебрегал правилами безопасности.

Официальные власти Малайзии сейчас ведут себя осторожно, поскольку главный акционер находящейся под ударом авиакомпании – государственная инвестиционная фирма. Правительство страны в отличие от Запада избегает прямых выпадов в адрес России и даже ДНР. При передаче «черных ящиков» сбитого самолета представитель Малайзии благоразумно именовал донецкого предводителя «Его превосходительство господин премьер-министр Бородай». Единственное, что позволил себе малайзийский премьер Наджиб Разах – это возмутиться условиями, в которых содержались тела погибших и обломки самолета после катастрофы.

А вот его министр транспорта еще 17 июля заявил, что к авиакомпании претензий быть не может и обвинения в пренебрежении безопасностью невозможны - лайнер, по его словам, летел по разрешенному и активно используемому маршруту, где раньше не было никаких инцидентов такого рода. Это, действительно, весьма оживленная трасса для движения из Европы в Юго-Восточную Азию, ей пользовались десятки компаний. За неделю там проносятся сотни самолетов. Сама Malaysia Airlines летала 48 раз в неделю, а удобная и вообще замечательная, на мой взгляд, Singapore Airlines – так вообще 75 раз!

Тем более, что Украина не закрывала эту трассу, а лишь установила потолок безопасности для гражданских самолетов – не ниже 32 тысяч футов. Сбитый самолет летел на высоте 33 тысяч.

Все это малайзийцы готовятся использовать для отражения обвинений. Однако против них может быть использован тезис о том, что на земле под трассой уже давно шли бои, в ходе которых ребята Стрелкова вовсю сбивали украинские летательные аппараты. И некоторые авиакомпании из-за этого на всякий случай все же перестали пользоваться маршрутом над востоком Украины.

В любом случае подачу иска может затруднить отсутствие прецедентов подобных судебных тяжб в прошлом. В качестве чего-то очень отдаленно похожего вспоминают чаще всего об одном из немногих, если не о единственном успешном процессе по поводу компенсаций родственникам пассажиров уничтоженного лайнера. Это так называемое дело Локерби.

Над этой шотландской деревней в 1988 году был взорван лайнер «Пан-Американ». Британские сыщики проделали колоссальную работу и железно установили, что бомбу подложили диверсанты из Ливии. США после этого сняли т.н. суверенный иммунитет с этой милой страны, которая получила статус спонсора терроризма. Такой шаг позволил родственникам погибших возбудить юмористический, как тогда многим казалось, иск против Триполи.

Дело тянулось до 2003 года, когда полковник Каддафи все признал и согласился заплатить 2,7 миллиарда долларов родственникам погибших пассажиров в обмен на снятие международных санкций. Перед этим он выдал британцам и конкретных устроителей взрыва на борту лайнера.

2,7 миллиарда – хорошая сумма. Думаю, она постоянно вертится сейчас в головах менеджеров несчастных «Малайзийских авиалиний». Тем более, что до настоящих стрелков по самолетам родственники погибших все равно добраться вряд ли смогут.

Прочитать оригинал поста Василия Головнина с комментариями читателей его блога можно здесь.