Posted 6 августа 2014, 14:40

Published 6 августа 2014, 14:40

Modified 31 марта 2024, 12:14

Updated 31 марта 2024, 12:14

Стеснение Конституцией

6 августа 2014, 14:40
Российскую «корпоративную монархию» ясно стесняют рамки Конституции 1993 года. Чиновникам интересно, можно ли уже, например, прекратить имитировать выборы? Как следствие затевается дискуссия о Конституционном собрании.

Российскую «корпоративную монархию» явно стесняют рамки Конституции 1993 года. Чиновникам интересно, можно ли уже, например, прекратить имитировать выборы? Для того, видимо, и затеяна в Госдуме дискуссия по новому законопроекту о Конституционном собрании.

Известный депутат Госдумы Евгений Федоров, как-то сообщивший народу о том, что Владимир Путин долгое время был агентом США, но затем одумался, решил заполнить серьезный пробел в российском законодательстве. Для этого он разработал проект закона о Конституционном собрании.

В соответствии с его предложениями, Конституционное собрание станет, по сути, копией пресловутого «муниципального фильтра» на выборах губернаторов. Предлагается, чтобы решение о созыве данного собрания принимал президент в случае, если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции поддержат 3/5 голосов членов обеих палат парламента. Что касается состава собрания, то туда могут, по проекту Федорова, войти главы представительных органов власти поселений, районов или округов городов федерального значения России. Всего может быть включено не более пяти членов представительного органа города, в котором проживает 100 тысяч жителей и более.

Впрочем, порядок формирования Конституционного собрания, предложенный в данном законопроекте не так уж и важен. Судя по реакции на предложение Федорова в Госдуме и Совете Федерации, этот законопроект, как говорят в нашем парламенте, «идет на отклонение». Важно, что само появление этой инициативы вряд ли случайно. Это проверка реакции правящего класса — согласится ли он «узаконить» произошедшие за последние 15 лет изменения и превращение России в корпоративное государство. Или, точнее, учитывая роль первого лица, в «корпоративную монархию».

Надо напомнить, что Конституционное собрание, в соответствии с самим российским Основным законом, уполномочено править три его ключевых статьи, которые не может переписать Госдума (это главы №1 «Основы конституционного строя», №2 «Права и свободы человека и гражданина» и № 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции»).

Однако созвать Конституционное собрание в настоящий момент невозможно, поскольку отсутствует закон о том, кто и на каких принципах должен его формировать. Поэтому власти, даже обходя некоторые ключевые статьи Основного закона или внося через Госдуму изменения в другие, признанные второстепенными, в целом структуру государственных органов не трогали.

Так что пока важен не порядок формирования, а сама дискуссия о необходимости такого шага. Она возникала не раз за почти 21 год, прошедший с момента утверждения нынешней Конституции. Но, пожалуй, никогда еще не складывалось такого консенсуса, основанного на желании привести «идеалистический» текст Основного закона в соответствие с суровой реальностью российских будней.

За эти годы в российской Конституции накопилось немало противоречий с отечественной действительностью. Например, Основный закон дает Госдуме возможность отправить в отставку главу государства (если сложится определенная ситуация). Понятно, что о реализации этого права в современных условиях даже речи зайти не может, какая бы ситуация ни сложилась. Или, скажем, в соответствии с Конституцией, губернаторы российских регионов должны занимать свои посты в результате выборов. В итоге власть, отменив прямое народное голосование, вынуждена не просто назначать региональных начальников из Кремля, а придумывать всякие квазивыборные процедуры, вроде утверждения присланной из Москвы кандидатуры региональным заксобранием или введения «муниципального фильтра» при регистрации кандидатов.

Еще один пример — федеральные округа. Сегодня в России все привыкли к этой системе «смотрящих», являющейся частью кремлевской администрации. Они «присматривают» за губернаторами, подбирают кандидатуры на освобождающиеся посты. Хотя никаких федеральных округов и полномочных в них представителей президента Конституция России не знает. Равно как, кстати, ничего не говорится в ней и про полномочия президентской администрации, которая по факту является самым влиятельным органом власти в стране. В Основном законе есть лишь одна фраза о том, что президент свою администрацию «формирует».

Есть, наконец, и положения, о которых говорит сам Евгений Федоров. В частности, принятый во всем мире примат международного законодательства над государственным, если страна ратифицировала международный договор. Это, разумеется, лишь повод, чтоб обсудить изменение Конституции, но можно не сомневаться, что если процесс пойдет, то большинство россиян поддержат отмену этого пункта, чтобы «всякие оттуда нам не указывали».

Что же в сухом остатке? Есть предложение Евгения Федорова. Есть негативная первая реакция на него других, менее радикальных представителей правящего класса. Президент же пока молчит. По ощущениям, власть смотрит на реакцию общества. А оно, как принято в России в последние годы, по всем существенным вопросам внутренней политики безмолвствует. Значит, можно двигаться вперед. Ведь мы помним, что, согласно опросам «Левада-Центра», проведенным в конце 2013 года, около трети граждан страны не читали ее Основной закон. При этом приблизительно столько же поддерживают идею Конституцию переписать. Надо просто найти окольный путь, который не позволит российскому правящему классу помешать превращению де-факто «корпоративной монархии» в суперпрезидентское подобие монархии де-юре. Причем еще до выборов 2018 года.

Иван Преображенский

Перейти на страницу автора

Подпишитесь