Posted 24 сентября 2014,, 13:57

Published 24 сентября 2014,, 13:57

Modified 31 марта, 11:27

Updated 31 марта, 11:27

Первый из БОРНа получил новый срок

24 сентября 2014, 13:57
Мосгорсуд приговорил одного из создателей праворадикальной группировки «Боевая организация русских националистов» Никиту Тихонова к 18 годам колонии особого режима. Однако с учетом предыдущего приговора Тихонов осужден пожизненно.

Московский городской суд в среду приговорил одного из создателей праворадикальной группировки «Боевая организация русских националистов» (БОРН) Никиту Тихонова к 18 годам колонии особого режима. Однако с учетом приговора за убийство адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой Тихонов осужден пожизненно. Еще до суда националист признал вину в создании экстремистского сообщества, незаконном хранении и распространении оружия, а также совершении и организации ряда убийств, заключил сделку со следствием и дал показания против сообщников.

До начала первого заседания подсудимый почти неподвижно сидел, склонившись над сложенными пополам исписанными листами формата А4. Темно-зеленая рубашка поверх белой футболки, походного вида серые штаны и браслеты наручников на запястьях. Едва ли не единственный раз он окинул взглядом скамейки для зрителей, когда в зал зашел его отец. Ни друзей, ни сторонников Тихонова не было. В зале – три десятка журналистов и судебные приставы. Вокруг «аквариума» выстроились пятеро полицейских, а на судейском столе — внушительной ширины стопки зеленых папок из томов уголовного дела.

«Подсудимый, представьтесь», - зависла в воздухе протокольная фраза судьи Андрея Короткова: националист подошел к полицейским снять наручники. Тон односложных ответов Тихонова по-армейски четок, но в голосе – отрешенность. «Ранее судимы?», - продолжал задавать стандартные вопросы Андрей Коротков. - «Статья какая?». «105-я, 202-я...», - перечислил подсудимый. «Наказание какое?», - спросил судья. Ответ: «Пожизненное лишение свободы».

В мае 2011 года Никита Тихонов был признан виновным в убийстве адвоката Станислава Маркелова и журналистки «Новой газеты» Анастасии Бабуровой и приговорен к пожизненному лишению свободы в колонии особого режима. Его сообщница Евгения Хасис получила тогда 18 лет тюрьмы. Отбыв год наказания в колонии для пожизненно осужденных за Полярным кругом, в поселке Харп, Тихонов заключил досудебное соглашение со следователями по делу о создании ультраправой экстремистской группировки БОРН и был перевезен в один из столичных СИЗО. По данным следствия, преступная организация была создана в середине 2008 года выпускниками исторического факультета МГУ Никитой Тихоновым и Ильей Горячевым совместно с другими националистами. Целью банды было убийство граждан по мотивам идеологической и национальной ненависти и вражды, а также посягательство на жизни сотрудников правоохранительных органов из мести за их законную деятельность.

Сделка со следствием, заключенная Тихоновым, подразумевает признание вины и рассмотрение дела судом в особом порядке: без допроса свидетелей и поиска доказательств сторонами. Прокурор Ирина Розова принялась торопливо читать обвинительное заключение, которое включало в себя, в том числе, и обстоятельства совершенных ультраправыми убийств.

«Признал человек что-то окончательно, не признал - это всегда та вещь, которая находится у него в душе, - рассуждал во время перерыва отец Никиты Тихонова Александр Николаевич. – При встрече мы с ним общаемся всегда не наедине ведь, поэтому искренне высказываться он не будет». Объяснение преступлениям сына он находит в «отсутствии возможностей» для русских националистов «легально участвовать» в большой политике. Впоследствии идентичную версию озвучил в ходе прений сторон и адвокат подсудимого Алексей Першин.

В октябре 2008 года от рук Тихонова и его сообщников погиб антифашист Федор Филатов, получивший свыше 20 ножевых ранений в голову, туловище и конечности. В декабре того же года Тихонов и еще один боевик БОРНа Алексей Коршунов в Подмосковье напали на гастарбайтера Салохитдина Азизова. Его преступники также убили ножом, однако этого им показалось мало. Националисты обезглавили тело Азизова ножом-мачете, который потом выбросили в районе Борисовских прудов, а через несколько дней подкинули голову мигранта к зданию управы Можайского района «с требованием изменить миграционную политику». Дабы достичь большего резонанса, фотографии головы жертвы с текстом заявления преступники разослали в СМИ.

С подобной жестокостью националисты в 2009 году, уже из огнестрельного оружия, убили одного из лидеров антифашистов Ивана Хуторского. Его соратнику Илье Джапаридзе спустя несколько месяцев преступники нанесли 26 ударов ножом. Следующими жертвами БОРНа стали адвокат Станислав Маркелов, журналистка Анастасия Бабурова, чемпион мира по тайскому боксу Муслим Абдуллаев, член радикальной группировки «Черные ястребы» Расул Халилов, а также таксист Сосо Хачикян. Через год, в 2010-м, банда националистов совершила нападение на судью Мосгорсуда Эдуарда Чувашова в подъезде его дома. По факту этого убийства уголовное дело будет рассматриваться в отношении всей банды позже в Московском областном суде.

Помимо личного участия в организации и совершении преступлений, по данным следствия, Никита Тихонов занимался финансированием группировки, а также привлечением и подготовкой ее участников - физической и идеологической. «В основе воззрений преступников, - читала Ирина Розова, - лежало чувство собственной исключительности, идеология превосходства славянского народа над другими народами и неполноценности лиц неславянского происхождения». Члены БОРНа приобретали для маскировки одежду больших размеров, парики и головные уборы и проходили специальную подготовку. Учились они тактике ведения разведки в условиях мегаполиса и сельской местности, стрельбе и использованию холодного оружия и взрывных устройств.

Когда прокурор перешла к описанию оружейного арсенала группировки, в который, в том числе, входил револьвер «наган» 1895 года выпуска, подсудимый вновь развернул свои листы и принялся в них что-то исправлять.

«Вину признаю, согласен с предъявленным обвинением», - по-прежнему безучастно отвечал судье Тихонов после оглашения обвинительного заключения. «Проконсультировались с защитником при заключении досудебного соглашения?", - спросил Коротков. «Так точно», - бросил подсудимый.

«Понимаете ли вы последствия постановления приговора без проведения судебного разбирательства? - Так точно»

Затем гособвинитель Розова пояснила, что Тихонов выполнил все условия соглашения со следствием: дал полные показания о том, как, каким образом и кем были совершены преступления, а также где хранилось оружие и прятались члены группировки. По ее словам, результаты психиатрической экспертизы гласят, что Тихонов по-прежнему считает свои взгляды «единственно правильными», однако методы их отстаивания «признает ошибочными». С учетом совокупности преступлений прокурор попросила назначить ему наказание в виде пожизненного заключения. Однако, ввиду досудебного соглашения, которое по закону вычитает треть от окончательного срока, запрашиваемая мера уменьшилась до 20 лет тюрьмы.

Требование прокурора защитника Тихонова удивило. По его словам, просьба о назначении второго пожизненного противоречит нормам закона. Першин заявил, что и 20 лет для его подзащитного — чрезмерно, и в разговоре с журналистами позже высказал мнение, что «адекватное наказание» в данной ситуации — до 10 лет включительно, и сообщил о намерении обжаловать приговор.

"Можно просить о чем угодно: о пожизненном, о смертной казни, которая пока еще присутствует в нашем УК. Мне кажется, что прокурор попросил адекватное наказание. Но все будет решать суд», - отмечал адвокат матерей Ивана Хуторского и Ильи Джапаридзе Ильнур Шарапов.

В своем последнем слове соорганизатор БОРНа, пришедший в зал уже без листов бумаги, оказался неожиданно скуп на высказывания. Он лишь произнес, что ему «нечего добавить» к материалам дела и выступлениям своего адвоката. Спустя два дня приговор подсудимый выслушал с прежним отстраненным спокойствием. Пока судья Андрей Коротков зачитывал вердикт, Тихонов безотрывно смотрел на родителей и сестру, стоявших в первом ряду. Суд постановил назначить националисту наказание в виде лишения свободы сроком 18 лет в колонии особого режима. Однако, согласно российскому законодательству, пожизненное заключение от 2011 года «поглотило» меньший срок, и в итоге наказание для Тихонова осталось неизменным.

Адвокат осужденного Алексей Першин по-прежнему намеревается приговор обжаловать. По его словам, теоретически примерно через 22 года Тихонов сможет подать прошение об условно-досрочном освобождении.

Судя по всему, националист еще долго будет содержаться в Москве. Этапировать его обратно в «Полярную сову» должны только после вступления приговора в законную силу (через 10 дней) и рассмотрения апелляций на него. Кроме того, Никите Тихонову предстоит выступить на допросе в Мособлсуде по делу о преступлениях сообщников — Вячеслава Исаева, Максима Баклагина, Михаила Волкова и Юрия Тихомирова. Между тем, пару недель назад для рассмотрения дела БОРНа суд в третий раз не смог отобрать коллегию присяжных заседателей.

Денис Гольдман