Posted 3 октября 2014,, 13:04

Published 3 октября 2014,, 13:04

Modified 31 марта, 11:18

Updated 31 марта, 11:18

Они захватили Останкино

3 октября 2014, 13:04
Иван Преображенский
Настала очередная годовщина боев в Москве 3-4 октября 1993 года. Как так получилось, что проигравшие тогда победили теперь, и даже “взяли” телевидение, которое не далось им в руки 21 год назад?

Официальная версия событий в России осени 1993 года постепенно менялась в течение последних 15 лет. Победа демократического правительства над «красно-коричневым мятежом» постепенно была забыта, возник вариант «едва не разгоревшейся гражданской войны», где, как известно, не может быть ни правых, ни виноватых.

Вместе с «лихими девяностыми» власти попутно предпочли переосмыслить и этот поворотный момент новейшей российской истории. Они больше не чувствуют правоту за победителями октября 1993 года, и это вовсе не удивительно, ведь правопреемниками ельцинского режима нынешние правители России себя тоже уже не ощущают. Единственное, что они категорически не хотят пересматривать из своего политического наследства — это систему суперпрезидентской власти, краеугольный камень в основу которой Борис Ельцин заложил именно 21 год назад.

Вторая причина в том, что власть сегодня в значительной мере состоит персонально из проигравших, из тех, кто в октябре 1993 года был на стороне Верховного Совета. Причем эти люди занимают наиболее «символичные» посты. Скажем, нынешний глава Конституционного суда Валерий Зорькин, занявшийся на днях реабилитацией в глазах сограждан крепостного права, как раз именно из числа тех пострадавших от «кровавого ельцинского режима». Не слышно бывшего спикера Руслана Хасбулатова, а вот “президент России по версии Верховного совета” Александр Руцкой в этом году в очередной раз пытался вернуться в кресло губернатора Курской области.

Но главное знаковое событие — это, разумеется, массовое участие «проигравших» в 1993 году в военных действиях на территории Украины. Вопреки своим крикам (сегодня, разумеется) про погибшую 21 год назад демократию, абсолютное большинство боевиков и политиков, собравшихся тогда в Белом доме были и остаются классическими реваншистами, которые видят целью своей жизни восстановление Советского Союза или хотя бы худших, тоталитарных форм советского строя, на той территории, которая им доступна.

Создатели политических сект, издатели экстремистских газет — всех их довольно долго считали «городскими сумасшедшими», навсегда упустившими свой шанс во время штурма телецентра в Останкино. И вдруг российское вмешательство в дела на Украине вытолкнуло этих людей на первый план, из ярых оппозиционеров они превратились в наиболее лояльных сторонников действующей российской власти. И, что особенно показательно, оккупировали то самое Останкино, где потерпели главное поражение короткой гражданской войны 1993 года.

Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно проанализировать лозунги, которые сегодня доносятся с «голубых экранов» российских телевизоров.В них та же степень агрессии и ненависти, что в призывах, звучавших в 1993 году. Та же словесная «гражданская война» и готовность уничтожать всех несогласных из числа собственных сограждан. Наконец, те же беспомощные поиски внешнего врага: “пятой колонны”, “жидо-масонского заговора”, “всемирного правительства” и прочих инопланетных инстанций, которые должны оправдать любую бездарность и неэффективность.

Речь не только о пропагандистах-графоманах или о безумных «реконструкторах истории», живущих в мире своих фантазий. Это не единицы, а десятки, если не сотни непосредственных участников кровавой московской мясорубки октября 1993 года, которые сегодня объявили себя «экспертами» и ринулись засорять телеэфир низкопробной пропагандой. А их бывшие соратники из числа приднестровсикх боевиков или русских национал-фашистов из РНЕ, с оружием в руках штурмовавшие 21 год назад московскую мэрию или телецентр «Останкино», обнаружились на руководящих постах в марионеточных Донецкой и Луганской народных республиках. Равно как и многие их бывшие соратники на всех этажах власти в Москве, начиная с вице-премьерского.

Так за 21 год поражение удалось превратить в победу. Разумеется, не тех, кто тогда погиб в столичных «разборках» в борьбе за власть между президентом и Верховным Советом. Победители тогда были в числе командиров, пусть даже и «полевых». И теперь, крепко взяв единожды упущенную власть, они ее уже вряд ли отпустят без боя. Вплоть до превращения в «атомную пыль» любых своих противников.

Иван Преображенский