Posted 5 октября 2014,, 17:00

Published 5 октября 2014,, 17:00

Modified 31 марта, 11:17

Updated 31 марта, 11:17

С Любимовым не расставайтесь

5 октября 2014, 17:00
В Боткинской больнице на 98-м году жизни скончался основатель Театра на Таганке, режиссер, актер и педагог Юрий Любимов. Театральные критики, актеры и режиссеры рассказали о мэтре.

Сегодня в Боткинской больнице на 98-м году жизни скончался основатель знаменитого Театра на Таганке, режиссер, актер и педагог Юрий Любимов. Как рассказывают знавшие мэтра лично, маэстро не обиделся бы, услышав о том, что ему удалось дожить до «старческого века». Да, он был непростым человеком, но к самоиронии более чем склонен. На больничных койках он оказывался неоднократно, но всякий раз вставал, продолжал работать. До сегодняшнего дня.

Между именем Любимова и Театром на Таганке стоит знак равенства, несмотря на то, что в 2011 году после громкого сандала режиссер был вынужден покинуть свое детище. А ведь как все начиналось... «Добрый человек из Сезуана» по Брехту произвел фурор. Затем «10 дней, которые потрясли мир», «Жизнь Галилея», «А зори здесь тихие...» и «Гамлет». Именно Таганке отдали свои лучшие годы Владимир Высоцкий, Валерий Золотухин, Леонид Филатов, Инна Ульянова.

При этом сам Любимов не ограничивался работой исключительно в Москве. Его оперные постановки «Борис Годунов» и «Хованщина» были поставлены на сцене «Ла Скала», а «Пиковая дама» - в Штаатсопере в Бонне. В 1972 состоялись громкие гастроли в Ленинграде во дворце культуры им. Первой Пятилетки.

В середине 80-х режиссер попал в опалу. Власти не смогли простить Любимову интервью, которое он дал зарубежной прессе о цензуре в Советском Союзе. В 1984 году во время зарубежных гастролей Любимов был лишен гражданства СССР. Начались скитания по странам Западной Европы и триумфальное возвращение на Родину в 1989-м. Оно совпало с выходом на экраны кинофильма «Сукины дети» Леонида Филатова, в котором и была описана ситуация вокруг отъезда Любимова.

Вернувшись в Москву, режиссер ставит спектакли, которые не мог себе позволить в Советском Союзе - «Владимр Высоцкий» и «Живой».

Однако в коллективе зреет конфликт. Мэтр нередко пускает ядовитые стрелы в культурных чиновников Москвы. До предела обстановка накалилась в 2011 году. На гастролях в Чехии актеры труппы потребовали от Любимова гонорар за сыгранный спектакль, он их обвинил в растренированности. Впрочем, называются и иные причины конфликта. Тем не менее Любимов покинул Таганку и ушел работать в Большой театр и Театр им. Вахтангова.

Пожилой режиссер попадал в больницу с сердечным приступом, даже впадал в кому, но всегда возвращался к любимому делу. На этот раз из Боткинской вернуться не удалось.

Опрошенные «Росбалтом» театральные критики, актеры и режиссеры однозначно признают огромнейший вклад, который Любимов внес в развитие отечественного театра. Другого мнения по этому вопросу и быть не может, уверены они.

Режиссер Юрий Любимов — человек, который создал театральную эпоху 60-70-х годов. В его театре соединялись великие актеры, великие идеи, великие традиции и безумный азарт. Таким мнением поделилась критик, главный редактор "Петербургского театрального журнала" Марина Дмитревская.

"Более вдохновенных моментов, чем в молодости на спектаклях Театра на Таганке, я в свой жизни не испытывала. Таганка — это было абсолютно святое для нас место. Мы ездили туда из Ленинграда, прорывались на спектакли, осаждали ДК им. Первой пятилетки, когда Таганка приезжала сюда. Тогда казалось, что именно Любимов вернул в театр метафоричность, образность ассоциации. Его спектакли были рассчитаны на твое личное ассоциативное понимание. Они были безукоризненны по ритму (как известно, он сидел в зале с фонариком и дирижировал спектаклем). Они рождали тот гражданский восторг, которого театру сейчас так не хватает. Юрий Петрович Любимов — великий и великим останется навсегда", — сказала Дмитревская.

Московскому Театру на Таганке при Юрии Любимове удалось создать свой самостоятельный мир, эстетику, язык, считает театральный критик Дмитрий Циликин. Эксперт вспомнил, как в 1981 году он, будучи ленинградским студентом, отправился в столицу на спектакль мэтра "Дом на набережной" по пьесе Юрия Трифонова. В те годы было обычной практикой, что москвичи ездили в Ленинград на премьеры Георгия Товстоногова, а ленинградцы — в Москву — на спектакли Эфроса и Любимова. Перед началом представления у окна администратора образовывалась давка, количество желающих получить заветный билет — 20 человек на квадратный метр. А в самом зале в два раза больше зрителей, чем он способен вместить.

"Там была удивительная сцена. НКВДшник со страшным лицом, оскаленными зубами глядит в зал, а при этом звучит фонограмма Утесова: "Ну что сказать вам, москвичи, на прощанье? Чем наградить мне вас за внимание?.. Доброй вам ночи, вспоминайте нас". В этот момент прожекторы, стоявшие на сцене, разворачивались, зал заливало светом. Бывают такие моменты, которые ты помнишь всю жизнь. Это необыкновенное чувство, которое удается испытать раз в жизни. Я до сих пор помню этот момент. В зале было единение, понимание, что театр говорит с тобой о чем-то, о чем никто не говорил", — вспомнил Циликин.

Критик также рассказал, как осенью 2011 года ему удалось побывать в театре на Моховой на встрече Любимова со студентами петербургской театральной академии. После этого он должен был взять у мэтра интервью: "Это было невероятно. Встреча должна была идти около часа, а продлилась два часа. В свои 94 года он имел право просто сидеть на стуле на сцене и что-то бубнить, а он играл как превосходный, молодой и заразительный актер. Встреча превратилась в блестящий моноспектакль. Он бы и дальше продолжал играть, если бы его жена не стала за полы тащить со сцены".

Кроме этого, известен факт, что Любимов смог побороть рак. Это своеобразный урок всем, кто с годами разваливается, теряет и физическую, и эстетическую форму. У режиссера был сильный дух, а ум полон юмора и самоиронии.

После того, как Любимов покинул Таганку, ему удалось поставить в Большом театре "Князя Игоря".

"Я был на этой премьере в качестве члена экспертного совета "Золотой маски". Мы этот спектакль даже не номинировали, посчитали, что Юрию Петровичу не по годам, да и не по статусу участвовать в каких-то соревнованиях. За Любимова можно было порадоваться. Когда он выходил на поклоны — это был отдельный спектакль. Его единодушно чествовал огромный зал Большого театра. Это был порыв любви, благодарности, уважения. Думаю, что эти моменты продлевали ему жизнь", — рассказал Циликин.

О ленинградских гастролях любимовского Театра на Таганке вспоминает и историк, публицист и кандидат исторических наук Лев Лурье. Они всегда были колоссальным событием для города на Неве.

"Билетов было не достать. Высоцкий в роли Гамлета, "Добрый человек из Сезуана". Любимов проводил творческие встречи в разного рода научно-исследовательских институтах. У нас такого театра не было. Я и сам ездил в столицу на спектакли Таганки, но не могу сказать, что часто. Но в Ленинграде на спектаклях Таганки ажиотаж был больший, чем в Москве. Все знали, что главное событие города — во Дворце культуры им. Первой пятилетки. Огромные очереди. Если молодой человек хотел, чтобы девушка стала его женой, то ему надо было купить билет на спектакли Театра на Таганке", — поделился своими воспоминаниями Лурье.

Режиссер Санкт-Петербургского академического театра имени Ленсовета Юрий Бутусов рассказал, что Юрий Любимов был легендой, знаковой фигурой для всего театра.

"Мне необыкновенно жаль. Грустно от того, что произошло. Театр, в широком смысле слова, лишился своего какого-то фундамента. То, что сделал Юрий Петрович, очень важно, это невозможно переоценить. Я не был с ним знаком, но у меня присутствует ощущение почти личной потери. Слава богу, что, как я слышал, он умер спокойно, во сне. Прожить такую огромную жизнь — это подвиг", — отметил Бутусов.

Заслуженный артист России Леонид Мозговой считает, что фигура Юрия Любимова сильнейшим образом повлияла на весь отечественный театр.

"Очень жалко. Ушла целая эпоха. Большая потеря. Уходят мэтры. Он был хорошим и актером и педагогом. Но человек был очень сложный", — рассказал корреспонденту "Росбалта" Мозговой. При этом артист заметил, что не может сказать, принял бы он приглашение играть в Театре на Таганке, если бы оно ему поступило. "Раньше — может быть. Сейчас уже, конечно, нет. Да у меня ведь и другая школа, она ближе к мхатовской", — поделился своими мыслями Мозговой.

По предварительной информации, Любимов будет похоронен на Донском кладбище Москвы 8 октября.