Posted 7 октября 2014,, 14:17

Published 7 октября 2014,, 14:17

Modified 31 марта, 11:14

Updated 31 марта, 11:14

Политику соединили с промышленностью

7 октября 2014, 14:17
Госдума одобрила в первом чтении закон, призванный инициировать «новую индустриализацию» России. При этом парламентарии признались, что проголосовали пока лишь за декларативный документ.

Правительственный законопроект о промышленной политике прошел во вторник первое чтение в Госдуме при поддержке всех думских фракций. Они согласились проголосовать за него авансом - при условии серьезной доработки. Два других альтернативных проекта на эту тему не смогли заручиться необходимым количеством голосов. Один из них был разработан еще депутатами предыдущего созыва, среди которых оказался Виктор Плескачевский. Другой вариант внесла в Госдуму шесть лет назад депутат Елена Панина, она сообщила, что тогда чиновники из Белого дома не соглашались на ее версию, но в итоге она была учтена в правительственном законопроекте на 70-80%.

Представлять законопроект в Госдуму пришел первый замминистра промышленности и торговли Глеб Никитин. Он заметил, что закон принимается в условиях экономического спада и санкций, но, несмотря на это, именно сейчас в России создается «нормативная основа для новой индустриализации».

Как именно удастся осуществить прорыв, толком не понял никто из депутатов, в том числе представители около десяти непарламентских партий, которых пригласили на обсуждение проекта в Думу. Но почти каждый участник дискуссии говорил о том, что такой закон в принципе нужен.

Сам Никитин предложил считать документ стратегическим и ни в коем случае не воспринимать его как «исчерпывающую инструкцию на все случаи жизни». Предполагается, что вслед за базовым законом появятся также некие «законы-спутники», поправки в отраслевое законодательство, а также постановления правительства. Полный комплект документов Никитин пообещал представить Думе уже ко второму чтению.

В целом будущий закон действительно похож на «пустую декларацию» и напоминает всего лишь «имитацию бурной деятельности», как заметил либерал-демократ Сергей Калашников. Так, проект содержит понятия, цели, задачи и принципы промышленной политики, набор стимулирующих мер и определяет полномочия разных органов власти в сфере промполитики.

Например, среди мер финансовой поддержки обозначены бюджетные субсидии, распределяемые на конкурсной основе, а также налоговые льготы и преференции. Но, по словам лидера непарламентской партии «Гражданская инициатива» Андрея Нечаева, эффективнее было бы создать условия для получения бизнесом «длинных и дешевых денег, демонополизировать промышленность, решить вопрос с неэффективными производствами, а также пересмотреть роль государства как главного хозяйствующего субъекта».

Вместе с тем в проекте есть новые способы поддержки промышленников, например,

субсидии на создание промышленной инфраструктуры или освоение производства, займы фондов развития отраслей промышленности, а также такой механизм, как специальный инвестиционный контракт с инвестором, заключаемый от имени государства уполномоченным органом на срок до 10 лет. Суть такого контракта состоит в том, что государство не вкладывает деньги или имущество в конкретный проект, а предоставляет инвестору стимулирующие изъятия, гарантируя стабильность совокупной налоговой нагрузки на весь срок окупаемости проекта, следует из документа.

Законопроектом также предполагается создание индустриальных парков и промышленных кластеров. Кроме того, предусмотрено создание государственной информационной системы промышленности. Она должна содержать сведения о состоянии и прогнозе развития промышленности, субъектах промышленной деятельности, прогнозах и фактическом выпуске основных видов промышленной продукции с учетом отраслевой детализации, о кадровом потенциале, о достижении показателей эффективности применения мер поддержки и т.д. Создание такой системы обойдется бюджету в 43 млн рублей и еще 4 млн рублей ежегодно потребует ее эксплуатация.

Серьезные замечания к законопроекту высказали профильные комитеты Госдумы. Так, в комитете по энергетике отметили, что закон потребует дополнительных источников финансирования, а налоговые преференции, объем которых в финансово-экономическом обосновании проекта не указан, приведут к недостаточному поступлению средств в доходную часть бюджета. Кроме того, законопроект, предусматривающий специальные налоговые режимы и льготы, не вносит соответствующих изменений в Налоговый кодекс, говорится в заключении комитета.

В комитете по собственности и вовсе заявили, что документ не предусматривает конкретных правовых механизмов реализации ключевых инструментов и мер стимулирования промышленности. Есть в нем и существенные противоречия федеральному законодательству. В итоге не ясно, «какой будет национальная промышленная политика в ближайшей перспективе и в чем конкретно она будет выражаться», заметили депутаты.

Претензии нашлись и у Счетной палаты. Там заметили, что из-за налоговых льгот и преференций региональные и местные бюджеты ежегодно будут терять порядка 400 млрд рублей.

В «Единой России» в лице Елены Паниной заявили, что из будущего закона выпала важная часть в виде прогнозирования, определения приоритетных направлений промышленности, баланса трудовых ресурсов и выстраивания под нужды экономики системы образования. «Это логистика, без которой не обеспечить экономический подъем», - сказала Панина.

От КПРФ конкретных предложений не прозвучало, вместо этого коммунисты много говорили о развале промышленности после распада СССР и потере 60% промышленного потенциала, а также конкурентоспособности российских товаров. «Эсеры» также согласились поддержать закон, но без «эйфории».

О том, что промышленность в России должна развиваться без ущерба для экологии, вспомнила только представитель внепарламентской партии «Зеленые» Елена Гришина. Но эта тема, судя по всему, в Думе и правительстве мало кого интересует.

Елена Земскова