Posted 16 октября 2014, 15:00

Published 16 октября 2014, 15:00

Modified 31 марта, 11:05

Updated 31 марта, 11:05

Долговая экономика

16 октября 2014, 15:00
Бюджеты российских регионов верстаются с дефицитом, количество регионов-доноров сокращается. Эксперты считают эту тенденцию, принявшую в 2014 году взрывной характер, тревожной и призывают к реформам.

Бюджеты российских регионов верстаются с дефицитом, количество регионов-доноров сокращается. Это обстоятельство оценивается негативно практически всеми независимыми экономистами – как «либералами», так и «государственниками».

На заседании комитетов регионального парламента начальник финансового управления Курганской области Руслан Пустозеров заявил, что не более чем через пять лет область может стать банкротом. Чиновник доложил, что на 2015 год планируется дефицит – свыше 4 млрд рублей. Государственный долг Зауралья на конец этого года составит 7,7 млрд рублей, что составляет 50% от собственных доходов.

Дефицит казны Волгоградской области в следующем году планируется в размере 8,1 млрд рублей. Объем госдолга будет равен 48,8 млрд рублей, что составляет почти 70% уровня собственных доходов. Для погашения долгов правительство региона намерено делать новые займы.

По закону о бюджете на 2014 год дефицит бюджета Свердловской области – 25,5 млрд рублей. Региональный министр финансов Галина Кулаченко заявила, что дефицит-2015 может достичь 34 млрд рублей, если «ситуация с налогооблагаемой базой не поправится». Долг области достиг 32,7 млрд, а вместе с муниципалитетами – 37,3 млрд рублей.

Дефицит здесь образовался из-за завышенных социальных обязательств государства на фоне падения собираемости налогов, заявил президент Института модернизации и развития общественных связей (ИРМОС) Федор Крашенинников. Эти две проблемы вогнали бюджет региона, бывшего ранее донором, в долги.

«С одной стороны, мы видим падение производства и уплаты налогов, потому что металлургические предприятия сейчас переживают не лучшие времена. А с другой стороны, произошло резкое повышение социальных гарантий. Это те самые «майские указы», которые Владимир Путин требует выполнять. Об этом не принято говорить, но они, действительно, очень серьезно подорвали региональные бюджеты», – объяснил Федор Крашенинников.

Как заметил эксперт, в других, более бедных, регионах ситуация обстоит еще сложнее, чем в Свердловской области. Свою негативную роль играют и губернаторы, ничем не связанные с перспективами региональных экономик. Это все те же президентские назначенцы – хоть некоторые из них и прошли через процедуру «ритуальных» выборов. Главный интерес и цель их деятельности – исполнение указов федерального центра и дальнейшая карьера в исполнительной власти.

Бюджетная система российских регионов находится в сложном положении, количество доноров сокращается, считает и советник Института современного развития Никита Масленников. Причем эта тенденция заметна в течение нескольких последних лет.

«Бюджеты подавляющего большинства субъектов федерации имеют дефицит. Общий их консолидированный дефицит может достичь по итогам года 700 млрд рублей, а уровень долговой нагрузки зашкаливает за полтора триллиона. Это уже тревожный сигнал, тем более, что ситуация ухудшалась много лет, но в этом году она приобрела взрывной характер», – уточнил Никита Масленников.

По мнению эксперта, в будущем году станет ясно – удастся ли удерживать ситуацию под контролем в рамках действующих правил и стандартов межбюджетных отношений или придется их менять.

«Пока Минфин явно рассчитывает максимально постараться удержать ситуацию под контролем: в следующем году попробовать укрупнить трансферты регионам, предусмотреть дополнительные трансферты, стимулировать создание антикризисных резервов региональных бюджетов и т.п. Ну, это пока все латание дыр, хотя меры «скорой помощи» тоже крайне необходимы. Выиграв некую временную паузу, можно попытаться предложить перезагрузку межбюджетных отношений и принять решение – когда же их запускать. Поэтому 2015 год может стать рубежным. Удастся ли нам выиграть время, чтобы подготовиться к такой перезагрузке? Минфин пока рассчитывает, что у него шансы для этого есть. Но радикальные меры могут потребоваться и на более раннем этапе, если, конечно, ситуация начнет «зашкаливать», – объяснил Никита Масленников.

О необходимости изменения правил межбюджетных отношений заявил и известный экономист, директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. По его мнению, негативным последствием долгов станет то, что региональные власти лишаются возможности стимулировать развитие.

«Все наши регионы загнаны в кредитную кабалу госбанков. Поэтому проблема какое-то время будет решаться за счет реструктуризации – рассрочек и пролонгации этих кредитов. Потом проблема может решаться за счет того, что банковские кредиты будут заменяться бюджетными. Так или иначе этот кризис будет смягчаться. Принципиально проблему можно решить за счет нормализации межбюджетных отношений, но нынешний Минфин не готов об этом даже задумываться», – заметил экономист.

В связи с непростой ситуацией бюджетных долгов возникает вопрос – не приведет ли это к резкому обострению экономических проблем и социального напряжения в российской провинции?

«Как влияет на социально-экономическую ситуацию кризис региональных бюджетов? Региональная власть вынужденно начинает экономить на всем. Местная власть тоже начинает экономить на всем. Соответственно, вырастет вероятность серьезных аварий в сфере коммунального хозяйства. Соответственно, работники бюджетной сферы будут терять в заработках. Яркий пример: в Москве сотрудники скорой медпомощи жаловались, что им на 10 тысяч рублей срезали зарплату, и они находились в буквально предзабастовочном состоянии. И это – в Москве, самом богатом регионе России», – напомнил Михаил Делягин.

По мнению Делягина, проблемы регионов из-за долгов будут оставаться в остром состоянии, но их периодически будут «смягчать».

«Обстановка будет сохраняться плохой, но стабильной, чтобы не доводить до возмущения в регионах. Однако это потребует определенного политического и административного мастерства, которого от нашего правительства не ожидаю. Поэтому – в силу ошибки, недоразумения, простой лени, какой-то серьезной аварийной ситуации – где-то в регионах проявится и откровенное недовольство», – предполагает экономист.

Иные наблюдатели дают более тревожные прогнозы. Писатель-футуролог и публицист Максим Калашников предрек, что долги региональных бюджетов могут стать одним из спусковых крючков социальных возмущений. «В региональной казне – огромные дыры, она отягощена долгами. А как иначе было жить? Москва с 2012 года навалила на регионы огромные социальные обязательства, а всевозможные источники доходов – забрала себе», – напомнил публицист.

По его мнению, это может привести к тому, что «региональные князьки» попытаются всю вину за провалы в экономике «свалить на Москву», что приведет к народному недовольству. «Если не разминировать «бомбы» региональных бюджетов – не помогут никакие планы скоростной трассы «Москва – Пекин». Фактическая покупка губернаторских должностей при невозможности контролировать губернаторов «снизу» уже привела к катастрофе. Выход из этого положения может быть лишь один: гасить долги регионов, отдавать часть налоговых поступлений на места – и проводить нормальные выборы в регионах и муниципалитетах», – уверен Максим Калашников.

Вину за «долговую экономику» регионов эксперты возлагают как на функционеров федерального правительства, так и покорных губернаторов. Одни рисуют диаграммы, вторые им не перечат. Значит ли это, что выход из ситуации - встряхнуть и тех, и других?

Дмитрий Ремизов