Posted 30 декабря 2014,, 22:05

Published 30 декабря 2014,, 22:05

Modified 31 марта, 10:00

Updated 31 марта, 10:00

Неяркий свет в конце тоннеля

30 декабря 2014, 22:05
Итоги 2014 года не радуют журналистское сообщество России, как не внушает оптимизма и состояние страны в целом. Положение российских медиа очевидно ухудшилось, а уважения к прессе не прибавилось.

Итоги 2014 года не радуют журналистское сообщество России, как не внушает оптимизма и состояние страны в целом. Положение российских медиа очевидно ухудшилось, а уважения к прессе не прибавилось. При этом ряд новых проблем отрасли стали прямым результатом продолжения курса российского руководства на “закручивание гаек”.
Опрос медиаэкспертов с просьбой оценить нынешнюю ситуацию со СМИ в России показал, что различия в их позициях состоят лишь в том, что одни даже в перспективе не видят выхода из создавшегося тяжелого положения, а другие на “свет в конце тоннеля” все-таки надеются.

Минувший год оказался для российский прессы даже хуже, чем для России в целом. Такое мнение высказал «Росбалту» бывший председатель ВГТРК, член Общественной палаты России Николай Сванидзе. По его словам, если у страны в целом в начале текущего года еще были какие-то события, вроде сочинской Олимпиады или присоединения Крыма, которые вызывали у большинства граждан эйфорические настроения, поубавившиеся, впрочем, к концу года, то «российским СМИ в этом году ничего приятного вспомнить вообще не удастся».

«Весь 2014 год государство шло по пути “закручивания гаек” - и в том, что касается интернета, и в том, что касается печатных СМИ, которые близки к тому, чтобы встать с протянутой рукой», - отметил Сванидзе. «Что касается федеральных телеканалов, то они перешли исключительно на пропаганду, причем, абсолютно одностороннюю, безальтернативную», - говорит эксперт. По его мнению, «это ставит журналистов, и, прежде всего, тележурналистов, на грань потери профессии».

Сванидзе полагает, что и в обозримом будущем “в конце тоннеля пока что ничего светлого не наблюдается”. “При всем моем оптимизме, в том, что касается российских СМИ, я ничего хорошего ни на данный момент, ни в перспективе отметить, к сожалению, не могу», - заявил он.

Тележурналист Леонид Парфенов в ответ на просьбу «Росбалта» подвести основные итоги завершающегося года для российский прессы высказался более кратко и категорично. По его словам, «этот покойник уже давно остыл».

Довольно мрачными представляются итоги 2014 года и главному редактору газеты «Московский комсомолец», члену Общественной палаты РФ Павлу Гусеву. «Это один из самых плачевных годов для российских СМИ, если говорить о том, что испытали на себе журналисты самых различных изданий», - сказал он. Гусев уточнил, что речь идет и о соответствующих поправках к законам о СМИ и рекламе, и о поправках в Гражданский кодекс, и об «общей ситуации вокруг масс-медиа, когда в их отношении применялись в основном запретительные меры и ничего не было сделано для помощи им».

Главред «МК» также отметил, что у «Почты России» в 2014 году были отняты дотации на подписку, что “очень сильно ударило по подписной кампании”. По словам Гусева, в результате ликвидации этих дотаций подписка на периодические издания в среднем по стране упала на 20%, а в некоторых регионах до 60-80%. Кроме того, он отмечает, что продолжается массовое закрытие газетных киосков.
В числе других негативных моментов этого года для средств массовой информации Гусев называет запрет на рекламу для платных телеканалов. Этот шаг, по его словам, «по сути дела уничтожает многие каналы кабельного ТВ».

Не обошел своим вниманием главред «МК» и ситуацию с выселенным из офиса и попавшим под запрет на рекламу телеканалом «Дождь», а также историю с, по сути дела, закрытием томского независимого телеканала ТВ-2. Причем все это отнюдь не единичные эксцессы - Гусев говорит о «десятках случаях» подобного рода в стране. «Идет наступление на средства массовой информации. Все это очень больно бьет по традиционным СМИ», - констатировал он.

Секретарь Союза журналистов России (СЖР) Надежда Ажгихина, подводя итоги уходящего года, сказала «Росбалту», что российская журналистика столкнулась с новыми серьезными испытаниями. Подобно Гусеву, она также озабочена «не обсужденным до конца с журналистским сообществом законодательством». В частности, секретарь СЖР также выделяет здесь «комплекс законов о рекламе», отмечая, что он «вызывает большую тревогу наших коллег».

В числе других печальных итогов уходящего года Ажгихина напомнила о случаях гибели российских журналистов в «горячих точках».

В качестве еще одной негативной тенденции эксперт называет «сокращение числа голосов СМИ». По ее словам, из-за роста почтовых расходов сильно упали тиражи газет, судьба независимых телеканалов с 1 января 2015-го «вообще неизвестна». Это весьма удручающий момент, поскольку местные СМИ «не просто центры информации в регионах, но и центры притяжения интеллигенции, которая группируется вокруг таких вот медийных островков», - сетует Ажгихина.

Еще одним проблемным итогом года, по мнению секретаря СЖР, стала “недостаточная консолидация журналистского сообщества”.

Из позитивных итогов эксперт выделила предложения поправок к закону о СМИ «в части ответственности работодателей за тех журналистов, которые направляются в горячие точки». По ее словам, расширение такой ответственности работодателей за журналистов будет состоять в «страховке, подготовке, заботе о семье».

При этом Ажгихина считает, что “свет в конце тоннеля” для российских масс-медиа все же есть. Он, по ее мнению, заключается в инициативе Союз журналистов России, который решил «создать рабочую группу из представителей профессионального и экспертного сообщества для активного взаимодействия с законодателями и лоббирования интересов отрасли».

Александр Желенин