Европа снова села за руль

13 января 2015, 19:09
«Что немцу хорошо, то русскому смерть», - так можно сказать, посмотрев на динамику цен на энергоносители. Пока россияне обсуждают экономический кризис, Европа ликует - ведь дешевеет не только нефть, но и газ, электричество и бензин.

«Что немцу хорошо, то русскому смерть», - так можно сказать, посмотрев на динамику цен на энергоносители. Пока россияне обсуждают экономический кризис, Европа ликует - ведь дешевеет не только нефть, но и газ, электричество и бензин.

Напомним, что нефть продолжает дешеветь после заявления ОПЕК (Организации стран-экспортеров нефти) о нежелании сокращать добычу, а также в ожидании данных о запасах энергоносителей в США за прошедшую неделю. В итоге стоимость «черного золота» марки Brent такими темпами скоро может достичь очередной психологически важной отметки в $45 за баррель. Уже сегодня цены на нефть Brent и WTI находятся на минимальных уровнях за 5,5 лет.

В отличие от России, государства ЕС «черного золота» не добывают — они его импортируют. Исключений практически нет, ведь крупнейший европейский экспортер энергоресурсов - Норвегия - в Евросоюз не входит, хотя и является участником большинства общеевропейских экономических соглашений. В отличие от России, где бензин дорожает в связи с тем, что его цена привязана скорее к стоимости доллара, чем к цене на нефть, в Евросоюзе автомобильное топливо дешевеет.

В Европе сейчас можно услышать, на первый взгляд, неожиданные заявления, вроде: «я снова сел за руль» или «машина из консервной банки, ржавеющей в гараже, опять превращается в средство передвижения». Но все становится понятней, когда узнаешь, что многие европейцы в последние несколько лет старались реже пользоваться личным автотранспортом из-за роста цен на бензин, а при дальних поездках ориентировались не на цену гостиницы, а на ожидаемый расход топлива.

Кроме того, стоимость бензина также напрямую отражается и на торговле, в первую очередь, продуктами питания. Вместе с эффектом затоваривания рынка, возникшим после введения российского эмбарго на ввоз продовольствия из ЕС, это приводит к снижению конечных цен на продукты для потребителей.

Список стран ЕС с самым дешевым бензином никак не отражает, заметим, уровень их экономического развития. Самый дешевый бензин в ЕС можно купить в Эстонии, здесь литр стоит немногим дороже одного евро. Немногим больше цена в Польше, Люксембурге и Латвии. На пятом месте Чехия, где средняя цена в местной валюте сегодня более 31 кроны, то есть, около 1,15 евро. Впрочем, можно найти и дешевле — местами на маленьких несетевых заправочных станциях можно найти ценники до 1 евро за литр. Ну а самый дорогой в Евросоюзе бензин в Италии — там цена снизилась приблизительно с 1,7 евро в середине 2014 года до полутора евро за литр. В большинстве случаев, кстати, разница цен зависит от налоговой и акцизной политики властей, и вовсе не связана с какими-то рыночными причинами.

В итоге в пограничных регионах стран ЕС развивается «бензиновый туризм». Раньше только поляки ездили заправляться в Калининград. Кстати, сейчас из-за падения курса рубля они не просто ездят туда за бензином, несмотря на жесткие ограничения на ввоз, но и придумывают всякие сложные ухищрения, вроде дополнительной подставки под заднее колесо, чтобы как можно больше наполнить стандартный бензобак.

Теперь уже чехи полюбили кататься в «бензиновые гости» в Польшу, благо пограничный контроль отсутствует, выборочные полицейские проверки касаются преимущественно рейсовых межнациональных автобусных рейсов, а таможенные — большегрузных автомобилей. Ну а в Чехию, в свою очередь, ездят австрийцы так же, как экономные итальянцы с севера страны полюбили заезжать в австрийский Тироль.

В свою очередь, россияне из приграничных с Белоруссией областей перестали туда ездить за бензином и продуктами. Несмотря на заметную девальвацию белорусского рубля, цены на товары и топливо там для россиян с их «деревянными» заметно выросли. Так что если еще летом белорусский бензин, хоть его россияне и ругали часто за низкое качество, был заметно дешевле российского, то теперь движение на машине с запада на восток в точности повторяет сравнительную кривую стоимости бензина. Страшно дорого в Голландии и недешево в Германии, затем некоторое удешевление в Польше, еще более существенное — в Белоруссии и, наконец, в пересчете на доллар или евро, разумеется, резкое снижение цены на территории России.

Долго ли продлится «бензиновое благоденствие», которое, как говорят аналитики, оказывает в целом благоприятное воздействие на рост экономики ЕС? Предсказать это трудно, поскольку все зависит исключительно от цены на нефть. Разница с Россией только в том, что большая часть потребляемого в ЕС бензина тут же и производится, а не экспортируется из-за рубежа. И во многом поэтому цены так быстро падают (либо могут столь же быстро вырасти) в зависимости от колебаний цен на «черное золото». Так что если нефть пойдет вверх, европейские нефтеперерабатывающие компании быстро скорректируют свои цены. И тут россияне, у которых цена на бензин остается всегда сравнительно стабильной, вне зависимости от мировой конъюнктуры, могли бы получить возможность позлорадствовать. Вот только проблема в том, что пока, за исключением Международного валютного фонда, никто не говорит о возможности возвращения цен на «черное золото» на прежние рубежи в 100 и более долларов.

Иван Преображенский

#Экономика и бизнес #Главное #Всегда актуально #Бизнес
Подпишитесь