Эксперт: "Сланцевая революция" научила государства обращать внимание на ресурсы, которые у них под ногами

4 февраля 2015, 15:20

МОСКВА, 4 февраля. Последствия «сланцевой революции» уже необратимы, считает завсектором «Энергетические рынки» Энергетического департамента Института энергетики и финансов Николай Иванов. Об этом говорится в его докладе «Сланцевая революция в США: истоки и последствия для мировых рынков и международных отношений».

Один из главных итогов «сланцевой революции» заключается в том, что государства и компании стали обращать внимание на ресурсы, которые у них под ногами, утверждает автор.

"В новом тысячелетии крупнейший мировой потребитель энергоресурсов – США – обнаружили, что обладают ресурсом, из которого стало выгодно добывать газ. Речь о залежах черного глинистого сланца, запасы которого огромны. «Сланец – это самая распространенная в мире остаточная порода, он есть везде, – пояснил автор. – Но не во всяком сланце есть газ. Кроме того, чтобы газ можно было извлечь, сланец должен обладать определенными химическими и физическими свойствами».

Если в начале века Министерство энергетики США не учитывало сланцевый газ в своих прогнозах, то в 2008 году, по данным Управления энергетической информации (подразделение Минэнерго), три нетрадиционных источника – сланцевый газ, газ плотных формаций и газ угольных пластов – обеспечили больше половины всей газодобычи в Соединенных Штатах.

Примеру газовиков вскоре последовали нефтяники – они стали использовать гидроразрыв пласта для добычи «черного золота». Нефть, добытую таким способом, принято называть сланцевой, хотя, как подчеркнул Иванов, извлекается она из других пород, и к сланцу отношения не имеет.

За последние два года сланцевые технологии обеспечили 100% прироста добычи газа в США и порядка 95% прироста добычи нефти, сообщается на экспертном сайте Высшей школы экономики.

Неожиданный сланцевый бум породил немало вопросов и сомнений, отмечает Иванов в своем докладе.

Во-первых, в отличие от традиционных месторождений нефти и газа, сланцевые запасы оценить невозможно, потому что здесь нет понятия «запасы» в традиционном смысле. Кроме того, в отличие от традиционных скважин, которые эксплуатируются десятилетиями, скважина в сланцевом плее в течение первого года истощается на 70-80%. Это значит, что для промышленной добычи нужно бурить скважины постоянно.

Скептики утверждали, что компании работают себе в убыток, а себестоимость добытых ресурсов превышает их рыночную цену. Однако, по словам автора, экономика сланцевых месторождений такова, что за первые 1,5-2 года работы новая скважина себя окупает. Начальная добыча обеспечивает «нормальную прибыль», которая позволяет компаниям постоянно заниматься новым бурением. «Сланцевая революция – это вопрос технологий, – подчеркивает Николай Иванов. – При разработке каждого участка подбираются такие технические решения, что даже при низких ценах на газ его добыча становится рентабельной. Потому что с развитием технологий становится возможным вовлекать все больший объем ресурса из одного и того же места».

Главным итогом «сланцевой революции» стало то, что Америка, в прошлом крупнейший мировой импортер углеводородов, готова перейти на самообоспечение и даже стать экспортером нефти и газа.

Еще в 2010 году добыча газа в США достигла такой величины, что необходимость в его импорте отпала. Как раз в это время Катар ввел в строй новые экспортные мощности для поставок сжиженного газа (СПГ) на американский рынок. В итоге ненужный американцам катарский газ отправился в Европу, обрушив спотовые цены, после чего контрагенты российской компании «Газпром» стали требовать пересмотра цен и по долгосрочным контрактам. Российский монополист сопротивлялся, но в ряде случаев ему пришлось пойти на уступки, напомнил автор доклада.

Переизбыток газа в США привел к тому, что американцам оказался не нужен и собственный уголь в тех объемах, в которых он добывался. Образовавшиеся излишки была направлены в Европу и еще больше сбили цены на российский газ.

Напомним, в 2013 году США спрогнозировали неуклонный рост добычи сланцевого газа до 2040 года, при этом одновременно добыча традиционного газа будет сходить на нет.

#Экономика и бизнес #Главное #Всегда актуально #Бизнес
Подпишитесь