Posted 6 февраля 2015,, 15:50

Published 6 февраля 2015,, 15:50

Modified 31 марта, 09:31

Updated 31 марта, 09:31

СМИ: Минэнерго рекомендовало нефтяным компаниям запастись бензином, чтобы избежать дефицита топлива и роста цен на него

6 февраля 2015, 15:50

МОСКВА, 6 февраля. Минэнерго рекомендовало нефтяным компаниям увеличить запасы бензина до 2,5 млн т к 1 апреля 2015 года. Данная мера призвана исключить дефицит топлива и рост цен на него в пик спроса. Об этом РБК сообщил источник в ведомстве.

По его данным, в декабре 2014 года под грифом «Для служебного пользования» министерство направило компаниям рекомендации по увеличению ​запасов бензина к 1 апреля 2015 года. Официальный представитель Минэнерго подтвердил это, добавив, что чиновники ждут от нефтяников формирования запасов нефтепродуктов в объеме 2,5 млн т.

Цифру в 2,5 млн т и наличие рекомендаций Минэнерго под грифом ДСП подтвердили менеджеры двух крупных нефтяных компаний: частной и с госучастием, – знают об этом также участник штаба Минэнерго по производству и потреблению нефтепродуктов и независимый трейдер на рынке бензина.

В 2014 году Минэнерго рекомендовало компаниям сформировать запасы бензина к 1 апреля на уровне 1,7 млн т, нефтяники перевыполнили норму до 1,78 млн т.

Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша полагает, что ведомство пытается принять меры, которые позволят избежать локального дефицита, ажиотажного спроса и роста цен на бензин. По его словам, учитывая профицит на рынке, такие запасы обеспечить реально, самая большая проблема – где их хранить.

"Именно это и удручает нефтяные компании, кроме того, им это невыгодно, поэтому они ищут причины для возражения", –​ говорит Аркуша.

В свою очередь, собеседник РБК в нефтяной компании с госучастием подтвердил, что "это рекордные запасы, где их хранить, непонятно".

"Придется арендовать площади на независимых нефтебазах. Это невыгодно: текущий уровень экспортной альтернативы таков, что продать нефтепродукты за рубеж будет привлекательнее", - пояснил он.

Один из участников штабов при Минэнерго по производству и потреблению нефтепродуктов добавил, что нефтяникам рекомендовано арендовать мощности по хранению бензина в Росрезерве. Путевые ресурсы Компании получили указание не только увеличить резервы, но и уточнения по правилам их учета.

"Теперь предлагается учитывать не только фактические объемы топлива, но и так называемые путевые ресурсы: бензин, который уже зарезервирован покупателем и отправляется по железной дороге или бензовозами от производителя. Однако де-факто не поменялось ничего, так как несколько нефтяных компаний и раньше подавали в Минэнерго цифры по запасам топлива на НПЗ и нефтебазах с учетом путевых резервов. А другие включали их тогда, когда цифра без их учета не дотягивала до рекомендованной ведомством", – объясняет РБК участник штаба при Минэнерго по производству и потреблению нефтепродуктов.

По мнению директора по развитию компании «Аналитика товарных рынков» Михаила Турукалова, 2,5 млн т запасов бензина вместе с путевым ресурсом означает порядка 2 млн т чистых остатков бензина, фактически находящихся в хранилищах НПЗ и на нефтебазах.

Он отметил, что путевой ресурс близок к 0,5 млн т, исходя из приблизительных оценок по январю 2015 года.

"Последний раз товарные остатки автобензина на НПЗ и ПНПО нефтяных компаний на уровне 1,9 млн т были весной 2013 года. Тогда из-за профицита товара оптовая цена плавно снижалась пару месяцев. Сомневаюсь, что в текущих условиях необходим такой объем запасов бензина: его потребление снижается из-за кризиса в экономике, при этом бензины на российских НПЗ производятся в максимальных объемах – около 115 тыс. т в сутки в январе 2015 года", – говорит эксперт.

Как заявили собеседники РБК в нефтяных компаниях, снижение спроса на топливо в зимний период уже составило 0,5–3% от обычного уровня.