Posted 10 марта 2015,, 09:35

Published 10 марта 2015,, 09:35

Modified 31 марта, 09:04

Updated 31 марта, 09:04

Он слишком много знал

10 марта 2015, 09:35
В Стамбуле на прошлой неделе был застрелен таджикский оппозиционер Умарали Кувватов. Непосредственно перед этим «таджикского Немцова», его жену и двоих малолетних детей пытались отравить. Подозреваемые уже задержаны.

В Стамбуле в прошлой четверг был убит известный таджикский оппозиционер Умарали Кувватов. Интересно, что «сценарий» его ликвидации был почти таким же, что и без малого век тому назад при удачном покушении на Распутина: сначала Кувватова отравили, а затем добили из пистолета. Его жена и двое малолетних детей, также ставшие жертвами яда, сейчас находятся в больнице.

Как рассказали родственники убитого политика, 47-летний Кувватов с семьей был приглашен в гости. После ужина он почувствовал себя плохо и вышел на улицу, чтобы уехать на такси, где и был убит неизвестным, перед этим что-то сказавшим своей жертве по-таджикски, выстрелом в голову. Его жена успела сообщить родным об убийстве, после чего потеряла сознание. Рассказывают еще и о том, что Кувватов успел обвинить хозяина дома в отравлении.

Кувватов, который в прошлом был торговым партнером родственников президента Таджикистана Эмомали Рахмона, после возникших разногласий по коммерческим вопросам в 2012 году бежал из страны в Россию. В Москве он создал оппозиционную организацию «Группа 24» и выступал с резкой критикой властей Таджикистана. В конце того же года Кувватов был арестован по запросу Душанбе в Объединенных Арабских Эмиратах, но позже его отпустили, после чего он переселился в Турцию. Таджикские власти неоднократно требовали у Анкары экстрадиции опального политика.

После убийства Кувватова часть СМИ уже успела окрестить его «таджикским Немцовым», хотя в политическую подоплеку убийства верят далеко не все эксперты. Свой скепсис они объясняют тем, что в реальности Умарали Кувватов не представлял никакой опасности для таджикского президента.

«Мне не кажется, что это убийство произошло исключительно по политическим мотивам. Мол, власть в Душанбе видела в Кувватове некую большую опасность для себя из-за его оппозиционной деятельности. Это явное преувеличение. Президент Рахмон правит авторитарно и даже агрессивно, он не побоялся выгнать из парламента даже умеренных критиков своего режима – Партию исламского возрождения Таджикистана и коммунистов, поэтому - что ему какой-то беглый оппозиционер?» – прокомментировал для «Росбалта» ситуацию политолог, старший научный сотрудник Российского института стратегических исследований Аждар Куртов .

Эта версия, по крайней мере, имеет право на существование. Напомним, что в октябре прошлого года находившийся тогда в Москве Умарали Кувватов «объявил революцию» в Таджикистане и даже назначил ее дату – 10 октября. Но, вопреки его уверенным заявлениям, на улицы Душанбе не вышел ни один демонстрант. Конфуз многократно усилился еще тем, что российская «Независимая газета», поверив Кувватову, успела опубликовать материал о проходящем в Душанбе многолюдном митинге. После этого общий «приговор» был таков: политика, допускающего такие проколы, нельзя воспринимать всерьез.

К слову сказать, даже до несостоявшейся революции мало кто ставил на Кувватова. "Кто нас призывает снова выйти на площадь? Те, кто входил в окружение и перешагнул через многих предпринимателей в своем бизнесе, а теперь, когда попросили делиться, пошел в оппозицию. Снова хочется крови, да? Тогда почему они не здесь, а в Москве? Или хотят на коне через трупы въехать лже-демократы? Им не народ нужен, а власть …" — написала на своей странице в Facebook накануне 10 октября обозреватель ТАСС, известный таджикский журналист Галина Гриднева.

"Появление "новой" оппозиции за границей – это вымученная идея. Такая оппозиция не может стать политической силой, потому что у нее нет никаких рычагов воздействия на власть. Они не являются участниками избирательного процесса, не являются субъектами участия в осуществлении государственной власти, не имеют реальных структур внутри страны", – заявил накануне несостоявшейся революции лидер Социал-демократической партии Таджикистана (СДПТ) Рахматилло Зойиров.

Против октябрьского митинга «Группы 24» высказалась и другая оппозиционная сила – Партия исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ). Ее руководство пригрозило членам партии исключением, если кто-то вдруг решит участвовать в мероприятиях, не соответствующих позиции ПИВТ.

После октябрьского позора политический рейтинг Кувватова стал стремиться к нулю. Но, как ни странно, мстительные таджикские власти не оставили его в покое и в далеких Эмиратах, а затем и в Турции, требуя выдачи оппозиционера. Неожиданное же его убийство и вовсе возвело его в ранг мучеников и героев, по крайней мере, в глазах некоторых политологов.

Убийство столь известного оппозиционера не может быть не политическим - уверен главный редактор "Ферганы.Ру" Даниил Кислов. "Как и убийство Немцова в Москве - это заказное политическое убийство. Заказчиков подобных преступлений мы, как водится, никогда не узнаем. Однако убивают обычно враги. Главным врагом Кувватова, несомненно, был официальный Душанбе, на который он обрушивался с жесточайшей критикой", - пишет журналист. Разумеется, с ним согласны и все соратники убитого оппозиционера.

Другую версию озвучивает Аждар Куртов. Убитый оппозиционер «слишком много знал», считает он. Кувватов, обладая информацией, мог помешать осуществлению каких-то бизнес-планов либо непосредственно таджикской верхушки, либо кого-то еще, чей бизнес также связан с Таджикистаном. Эмигранты от оппозиции всегда нуждаются в деньгах и они часто идут на риск ради их получения. А так как на Востоке власть и бизнес переплетены (семья Рахмона - яркое тому подтверждение), то, скорее всего, именно денежные вопросы и стали причиной гибели Кувватова, полагает политолог.

К версии убийства "из-за денег» склоняются и таджикские власти, которые, разумеется, отвергают свою причастность к преступлению. Как сообщил ТАСС глава таджикского Агентства по финансовому контролю и борьбе с коррупцией Абдуфаттох Гоиб, Умарали Кувватов, скорее всего, стал жертвой обманутых им бывших партнеров по бизнесу.

Конечно, погибший политик не представлял реальной угрозы для таджикского режима, но на Востоке не всегда можно все объяснить лишь одной рациональной логикой. Вспомним хотя бы фразу, которую якобы любил повторять Сталин: «Самое приятное в жизни – это отомстить врагу и пойти спать». Удастся ли узнать, кто же стоит за убийством Кувватова на самом деле? Полиция Турции уже заявила о задержании троих подозреваемых в совершении этого преступления, в том числе, «отравителя» и «стрелка». Так что — посмотрим.

Игорь Ротарь