Posted 10 марта 2015,, 17:18

Published 10 марта 2015,, 17:18

Modified 31 марта, 09:04

Updated 31 марта, 09:04

Откуда берется «вторая свежесть»

10 марта 2015, 17:18
Калининградские предприниматели с момента введения контрсанкций жалуются на ужесточение требований контролирующих органов и их непредсказуемость. "Это как лотерея", - отмечает один из бизнесменов.

Проблемы со ввозом продуктов питания в Калининградскую область начались в августе 2014 года, после введения российских антисанкций на импорт продовольствия из Евросоюза. В частности, из-за бдительного контроля страны происхождения овощей и фруктов со стороны таможни застрявший на границе скоропорт пропадал целыми фургонами.

Эти проблемы, первоначально имевшие довольно серьезные масштабы и хаотический характер, постепенно систематизировались и свелись к жалобам предпринимателей на необоснованно скрупулезные досмотры со стороны контролирующих органов. Кроме того, в начале февраля предприниматели региона на встрече с губернатором Николаем Цукновым посетовали, что таможня и Россельхознадзор зачастую не пропускают через границу товар, ввозимый из стран, не попавших в санкционный список.

Основной акцент недовольства бизнеса сместился с таможни на Россельхознадзор. "Сейчас задача по снабжению области продовольствием выполняется силами местных товаропроизводителей, либо продукция завозится из стран, не подпадающих под контрсанкции. На этом пути мы испытываем определенные проблемы. Одно время были проблемы во взаимоотношениях с таможней. Сейчас есть барьеры со стороны других контролирующих органов. В частности, Россельхознадзор порой старается не допустить ввоза в область продуктов питания. Они где-то чуть более дотошно выполняют свою работу, что часто нервирует предпринимателей", — говорил в феврале президент региональной Ассоциации сельхозпроизводителей, глава группы компаний "Фито-Депо" Александр Иванов.

Он указывал на то, что с особой тщательностью проверяются все ввозимые продовольственные товары вне зависимости от наименования или страны происхождения. "Излишняя прыть" контролирующих органов нередко приводит к простою грузов в течение нескольких суток или возвращению груза отправителю.

"Когда продукция подходит к границе, никто не знает, найдет ли там инспектор проблему или нет. Это как лотерея. Мне сложно комментировать действия санитаров, у них свои задачи. Но наша компания эпизодически сталкивается с этим. Это и время, и затраты. Машины стоят на границе от одних до пяти суток, нам приходится в спешке искать пути решения", — отмечал предприниматель.

Цуканов занял сторону предпринимателей, упрекнув контролеров в излишнем бюрократизме. Губернатор выразил уверенность, что работать в рамках общих правил можно по-разному, и призвал региональных руководителей контролирующих ведомств смягчить процедуры досмотра, не выходя за рамки нормативно-правовой базы.

После этого и.о. главы регионального управления Россельхознадзора Андрей Иванов встретился с представителями общественности, бизнес-сообщества и депутатами областной думы. «Он разъяснил наши позиции. В принципе, после этой встречи никаких вопросов по действиям государственных инспекторов на границе не было», – сообщил «Росбалту» ответственный по связям со СМИ регионального управления Россельхознадзора Евгений Сафронов.

По его словам, действия государственных инспекторов на границе обуславливаются необходимостью обеспечения безопасности российского продовольственного рынка и защитой российской территории от распространения опасных заболеваний животных. И самое главное, подчеркнул глава пресс-службы ведомства, разговоры о том, что якобы были некие излишние действия по контролю, не подтверждаются какими-то конкретными случаями. «Мы проводили там разбирательства действий наших сотрудников, но мы не нашли никаких нарушений. И не было в адрес каких-то конкретных наших сотрудников претензий, что они нарушили какие-то требования законодательства», – пояснил Сафронов.

На отсутствие официальных жалоб от предпринимателей указывает и глава калининградского отделения Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) Алексей Егоров. «К нам ни одной жалобы не поступало ни от членов АСМАП, ни от остальных перевозчиков, поэтому этим вопросом мы не занимались. В принципе, мы ситуацию на пунктах пропуска контролируем, пропуск транспортных средств осуществляется в нормальном режиме», – отметил глава ассоциации.

Он подчеркнул, что те структуры, которые работают на пунктах пропуска, выполняют обязанности, предписанные федеральным законодательством. Дополнительные проверки проводятся для того, чтобы не привозили товары, которые подпадают под санкции. Егоров отметил, что зачастую предприниматели везут продукцию из Польши в Белоруссию, а оттуда – в Калининградскую область. При этом они даже не меняют коробку, где с внутренней стороны остаются надписи на польском языке, тогда как по документам товар проходит как произведенный в Белоруссии. «И не только на территории Калининграда – сейчас везде ужесточены проверки, на всех пунктах пропуска Российской Федерации, потому что все равно везут то, что подпадает под санкции», – отметил Алексей Егоров.

По его словам, продукты провозятся под различными предлогами и ухищрениями, и в некоторых дорогих магазинах Калининграда можно увидеть, например, сыры из Голландии, Бельгии, Польши, хотя и по довольно высоким ценам.

По его словам, усиленные проверки затрагивают в основном партии такого товара, документы о происхождении которого вызывают сомнения. Что касается членов АСМП, в случае таможенных нарушений они рискуют не только потерять товар, но также лишиться привилегий, которые дает процедура TIR Carnet (перемещение грузов через границы по книжке международных дорожных перевозок (МДП) с упрощением таможенных процедур).

Также Алексей Егоров не согласен с тем, что контролеры могут смягчить досмотровые процедуры, оставаясь при этом в нормативно-правовых рамках. «Как можно смягчить, если Россельхознадзор обязан проверить происхождение и качество продукции, и таможня обязана проверить происхождение товара? Если он из Белоруссии идет, но все видят, что это польские яблоки или помидоры – закрыть глаза и пропускать? Ну, пусть тогда Европа отменит нам санкции, и мы отменим, и все будет как раньше», – говорит представитель ассоциации.

Вместе с тем, отсутствие зарегистрированных номинальных нарушений со стороны контролеров отнюдь не облегчает жизнь ни калининградским предпринимателям, ни потребителям, вынужденным выбирать в магазинах между лежалыми и очень лежалыми овощами и фруктами. Контролирующие органы продолжают тщательно досматривать грузовики с продуктами, въезжающие в Калининградскую область, констатирует Александр Иванов. При этом по сравнению с февралем ситуация понемногу стабилизируется, хотя и остается еще напряженной, полагает эксперт. По его словам, в этот период года не хватает местной продукции, и объем ввозимого продовольствия достаточно большой, поэтому и пропускная нагрузка на границе высокая. «Напряжение присутствует постоянно. Какую-либо систему сейчас пока трудно наблюдать, но местные власти действительно на самом высоком уровне принимают максимум усилий для того чтобы не было предвзятого отношения со стороны контролирующих органов», – подчеркнул Иванов.

По его словам, раньше много грузов входило в Калининградскую область со стороны Белоруссии. «Сейчас часть грузов пошла через польскую границу, потому что те же турецкие грузы позволяют идти с этой стороны. Меньше пошло через Литву, больше прямых контактов появилось», – отметил эксперт.

Другие предприниматели также страдают от инспекторского рвения, но воспринимают его как данность. По словам директора компании-перевозчика ООО "МДП-АВТО" Марии Денисовой, в связи с санкциями случаев разворота товара на границе у компании не было, а вот с возросшей строгостью проверяющих приходится считаться. «Бывает, попадаем на досмотры периодически, но, тем не менее, грузы движутся. Эти моменты присутствуют, но мы их всегда имеем в виду, относимся к ним как к рабочим моментам», – говорит менеджер.

При этом она отметила, что каких-то послаблений приграничного контроля ввозимых продуктов с начала года компания не ощутила. О том же говорит и глава группы компаний «Западный актив» Дмитрий Елефтериади. «У нас фуры с продовольствием тоже долго стоят. С одной стороны границы белорусские чиновники электронику дербанят, а здесь наши, долго досматривают», – сетует менеджер. «Белорусский фактор» калининградским перевозчикам удалось купировать, хоть и не без роста себестоимости услуги. Перевозки электроники теперь идут через Латвию, поскольку по территории Белоруссии везти этот товар рискованно. Что касается ввоза продовольствия, здесь проблемы бюрократического характера возникают со всеми контролирующими органами, отметил Дмитрий Елефтериади.

По-видимому, пока действуют антисанкции, каких-то кардинальных упрощений в сфере контроля продовольственного импорта ждать не приходится. И пока не наладится импортозамещение – а наладится ли оно вообще, большой вопрос – придется калининградцам потреблять продукты "второй свежести".

Владимир Чичинов