Posted 12 марта 2015,, 14:08

Published 12 марта 2015,, 14:08

Modified 31 марта, 09:02

Updated 31 марта, 09:02

Администрация для Интернета

12 марта 2015, 14:08
В России начнет работу Институт развития Интернета, который призван консолидировать силы соответствующей отрасли, а также наладить диалог игроков рынка и простых пользователей с властью. Эксперты оценили его перспективы.

В ближайшее время в России начнет работу Институт развития Интернета (ИРИ), который призван консолидировать силы соответствующей отрасли, построить широкую дискуссионную площадку, а также наладить диалог игроков рынка и простых пользователей с властью. Первая первая публичная презентация проекта состоялась накануне на специальной пресс-конференции. Как выяснилось, аналогов в мире ИРИ не имеет.

«Впервые в России создается уникальная площадка, где и рядовые пользователи, и эксперты смогут не только донести свою позицию до первых лиц исполнительной и законодательной власти, но и быть услышанными», - так анонсировал запуск проекта один из его учредителей, глава комитета Госдумы по информационной политике (а по совместительству руководитель Регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ)) Леонид Левин. Парламентарий добавил, что ИРИ должен стать «базовым институтом» российского сегмента Сети, и выразил надежду на то, что в будущем он поможет «находить баланс между всеми участниками отрасли».

Помимо РОЦИТа, его соучредителями выступили Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ), Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК), Медиакоммуникационный союз, а также лично основатель сервиса статистики Liveinternet Герман Клименко, который, вместе с тем, возглавил экспертный совет нового института.

Идея создания ИРИ появилась в ноябре 2014 года в ходе форума Russian Interactive Week (RIW), где первый замглавы администрации президента РФ Вячеслав Володин провел закрытую встречу с представителями интернет-отрасли. Впоследствии состоялось лишь одно подобное собрание – в преддверии начала работы проекта, хотя, по данным СМИ, Володин активно участвует в его стартовой организации и формировании приоритетных задач. К таковым относится построение активно действующей дискуссионной межотраслевой площадки, консолидация исследовательских сил отрасли, а также «налаживание диалога с властью между всеми участниками экосистемы Интернет».

«Все мы знаем, что Интернет проник во все отрасли экономики, – объяснял в ходе пресс-конференции Герман Клименко. – Какие-то он поглотил стопроцентно, какие-то постепенно переходят в Интернет. Возникает необходимость внутриотраслевых дискуссий. Мы сотрудничаем, мы общаемся, но в силу каких-то законодательных или иных методов у нас не всегда получается общий язык. Поэтому такая площадка необходима».

По его словам, с помощью Института пользователи Сети совместно с бизнесом и экспертным сообществом смогут «убедить государство, когда оно принимает решения о том, куда будет идти Интернет, учитывать мнение не только локальных игроков».

Среди сверхзадач ИРИ числится «защита национальных интересов» в отрасли. «Мы это видим, когда, например, сталкиваются интересы «Яндекса» и Google, когда «Яндекс» идет в ФАС защищать свои интересы. Проблема взаимодействия наших компаний с иностранными игроками известна, и отрасль нуждается в защите, несмотря на то, что она вполне самодостаточна», – отметил владелец Liveinternet. В свою очередь Леонид Левин добавил, что Институт возьмется за повышение уровня медиаграмотности в стране.

Структура ИРИ, как следует из презентации, будет многоуровневая. Во главе организации формально станет наблюдательный совет из сорока представителей сообществ, пользователей и предпринимателей, кандидатуры которых будут утверждаться учредителями. Предполагается, что наблюдательный совет займется оценкой направлений деятельности всего ИРИ.

Ниже расположится «клуб директоров» – своеобразная коллегия из руководителей значимых для отрасли компаний, которая совместными усилиями «попытается нащупать болевые точки, которые сейчас важны».

Заниматься исследованиями, прогнозами и анализом ситуации в Институте будет экспертный совет из 25 профильных комиссий. Все управляющие органы будут сформированы в течение ближайших месяцев.

Основным источником финансирования ИРИ, по словам учредителей, будет разработка заказных «фундаментальных исследований». Кроме того, в организации рассчитывают на государственные гранты и выручку от проведения крупных профильных мероприятий. Первое же время она будет существовать за счет учредителей.

По словам директора ФРИИ Кирилла Варламова, аналогов в мире нет. Однако, как гласят результаты специального анализа - порядка шести порядка шести похожих структур все же существует. Однако, по мнению соснователей, ключевая отличительная черта ИРИ – широкая консолидация и «осознанное движение к агрегации».

Вопрос необходимости создавать новую организацию для выполнения указанных задач учредители объясняют недостаточной сплоченностью отрасли относительно проблемных вопросов. «Государству важно слышать консолидированное мнение. До сегодняшнего дня мы слышали разные точки зрения, но к консолидированному мнению приходило государство. А нам бы хотелось попытаться на базе ИРИ вырабатывать общее мнение относительно законодательных инициатив или шагов исполнительной власти, направленных на развитие интернета, выработку стратегии. И уже на базе этого консолидированного мнения выходить на диалог с государством и предлагать решения», – подчеркнул Леонид Левин.

Впрочем, эксперты, опрошенные «Росбалтом», неоднозначно относятся к перспективам Института развития Интернета, признавая при этом достоинства его главной идеи. В то же время они подчеркивают: для прояснения картины нужно дождаться запуска ИРИ.

Медиаменеджер Антон Носик отмечает, что, по крайней мере, проект «не выглядит попыткой непонятных лиц объявить себя говорящими от лица миллионов пользователей Рунета».

Однако, как подчеркнул эксперт, в работе властных органов наблюдается некоторая тенденция целенаправленной борьбы со свободой в Сети – путем блокировок, запретов и ограничений. Об этом говорит характер последних законов, касающихся регулирования Интернета. Все они в определенной степени негативно сказались на развитии отрасли, констатирует Носик. «С точки зрения сторонников этих законов, Интернет – сам по себе зло и нуждается в ограничениях, – полагает он. – И сколько институтов не создавай, приверженцы этой точки зрения никуда не денутся. Если во власти есть сторонники другой точки зрения, если во власти есть с кем разговаривать, то тогда этот институт или любой из его учредителей имеет возможность реализоваться».

При этом медиаменеджер признает: у власти существует потребность вести прямой диалог со значимыми представителями Интернет-отрасли. «Например, Вячеслав Володин предпринимает такие усилия все то время, что он занимает свою нынешнюю должность. И естественно, что если ему кажется, что после создания Института появится тот, кто будет с ним разговаривать от имени отрасли на понятном языке, то понятно, почему он это поддерживает”, – отмечает Антон Носик.

Однако главное препятствие для дискуссии эксперт видит в большой разнице взглядов обеих сторон: «У власти нет никаких интересов коммерческих, связанных с развитием интернета, с улучшением климата и условий для игроков. Да это и не те задачи, которые должна решать администрация президента. Эти задачи должны решаться профессиональными, отраслевыми объединениями», - отмечает эксперт. Как полагает Носик, создание института может негативно сказаться на ограничении свобод в Интернете: «если появится инструмент, который позволит, не разгоняя редакцию, не выдавливая из страны Дурова (основатель соцсети «Вконтакте» Павел Дуров, – «Росбалт»), получать то, чего власть хочет».

В свою очередь завкафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ им М.В. Ломоносова Иван Засурский положительно относится к идее создания ИРИ. По его мнению, это поможет представить власти «реалистичную повестку вопросов, которые реально останавливают и калечат бизнес», которых в индустрии «набралось немало».

Эксперт уверен в том, что донести свою позицию у ИРИ в любом случае удастся – об этом говорит открытая поддержка власти на старте проекта.

«В любом обществе, которое сегодня представляет сложную систему, необходимо в каждой отрасли и в каждом секторе существование центров экспертизы и компетенции, в которых участвуют люди, которые давно занимаются этим бизнесом», – отмечает Иван Засурский. При этом, по его мнению, власть сама заинтересована в том, чтобы не ущемлять интересы интернет-бизнеса в своем законотворчестве, а также в том, чтобы «инициативы, которые исходят и от власти, и от бизнеса, прежде, чем они появятся в поле реальной законотворческой работы, проходили какую-то фильтрацию».

Денис Гольдман