Posted 18 марта 2015,, 15:04

Published 18 марта 2015,, 15:04

Modified 31 марта, 08:57

Updated 31 марта, 08:57

Нетаньяху разметал «Сионистский лагерь»

18 марта 2015, 15:04
Правящая в Израиле партия «Ликуд» выиграла досрочные выборы в Кнессет. Сторонник политики «жесткой руки» Биньямин Нетаньяху сохранит пост премьера, а его конкуренты их левого блока во главе с Ицкахом Герцогом останутся в оппозиции.

Данные соцопросов свидетельствуют, что только лишь в последние дни перед выборами консервативная партия «Ликуд», лидером которой является Нетаньяху, добилась перелома в настроениях избирателей. На первый взгляд, победу «правых» трудно назвать ошеломляющей. После подсчета 99% голосов партия Биньямина Нетаньяху получает в парламенте 30 мест из 120. Но у главного оппозиционного блока «Сионистский лагерь» во главе с Ицхаком Герцогом (лидером партии «Авода») только 24 мандата, что не оставляет им шансов претендовать на пост премьера.

Экзит-поллы давали равные результаты двум главным соперникам, но перевесил, видимо, Иерусалим, проголосовавший за «Ликуд», в отличие от Тель-Авива и Хайфы, где на первом месте «Сионистский лагерь».

Важным итогом прошедших выборов можно также назвать третье место у блока «Объединенный арабский список», который получает 14 мест в Кнессете нового созыва и становится, наравне с «Сионистским лагерем», влиятельной оппозиционной силой.

Триумфатором прошлых выборов, состоявшихся в январе 2013 года, была либеральная партия «Йеш Атид» («Есть будущее»), которая взяла тогда 19 мандатов, заняв второе место после «Ликуда» (31 мандат). Теперь этой партии удалось добыть себе только 11 мандатов.

Созданное специально под эти выборы в 2014 году правозащитное и проамериканское объединение «Кулану» («Все мы») получает 10 мандатов, и в коалиционных переговорах будет видимо выступать заметнее всего.

Израиль - парламентская республика, руководит которой кабинет министров, формируемый по итогам выборов в Кнессет той политической силой, которой удастся создать коалицию, контролирующую 61 мандат. Поэтому малые партии играют в Израиле заметную роль - любая политическая сила, преодолевшая избирательный барьер в 3,25% голосов может претендовать на министерские портфели и получать весомые «бонусы» в ходе торга во время создания коалиции.

Исходя из этого, министр в Израиле – пост партийный. Например, Нетаньяху, помимо главы правительства (в 1996-1999 годах и с 2009 года), в тех или иных составах кабинета работал также министром связи, иностранных дел, финансов, юстиции, науки, культуры и спорта, а также министром по делам религии и министром по делам Иерусалима.

Теперь главе «Ликуда» нужно «завербовать» партии, получившие в общей сумме еще 31 мандат (на практике нужен запас, чтобы новое правительство было устойчивым). Если левым путь в кабинет Нетаньяху заказан, то с лидером "Кулану" Моше Кахлоном будущий премьер уже провел консультации о возможном участии в правящей коалиции.

Этому не помешал тот факт, что четвертый номер партийного списка «Кулану» - экс-посол Израиля в Соединенных Штатах Майкл Орен выступал против политики Нетаньяху в отношении США. Орен считал неконструктивной критику премьера в адрес плана примирения с Ираном президента Соединенных Штатов Барака Обамы и даже требовал от главы израильского правительства не выступать в Конгрессе США (подробнее о противоречиях Израиля и США читайте здесь).

Также в правящую коалицию могут войти еще четыре «правые» и религиозные партии: «Еврейский дом» (8 мандатов), ШАС - 7 мандатов, «Яадут ах-Тора» («Объединенный иудаизм Торы», 6 мандатов) и «Наш дом Израиль» русскоязычного политика Авигдора Либермана, у которого также 6 мандатов.

На последнем месте с четырьмя мандатами финишировала левая партия МЕРЕЦ (наследница старейшей израильской партии МАПАМ), которую в правительство никто не позовет. Зато она могла бы стать союзником «Сионистского блока» в Кнессете. Однако большой пользы от такого союза не будет, поскольку партия едва преодолела избирательный барьер.

Лидер МЕРЕЦ Заава Гальон уже заявила, что если окончательные результаты голосования, которые будут опубликованы в четверг, подтвердят предварительные, то она оставит руководящий пост, а также откажется от депутатского мандата, что позволит войти в Кнессет пятому номеру партийного списка Тамаре Зандберг.

Это уже равносильно отставке, поскольку подсчитать осталось всего около 1% голосов, которые вряд ли серьезно скорректируют итоги выборов. Речь идет о голосующих по почте, не по месту своего проживания, и военнослужащих израильской армии, находившихся в день выборов при исполнении служебных обязанностей.

Провал левых и достаточно неплохие результаты у небольших правых и религиозных партий поставили крест на проекте «правительства национального единства», то есть, «большой коалиции», куда вошли бы главные противники: «Ликуд» и «Сионистский блок». Напомним, что такая коалиция существует сейчас в Германии, где правительство по итогам выборов в Бундестаг в 2013 году сформировали главные конкуренты: ХДС/ХСС и СДПГ.

О возможном союзе «Ликуда» и «Сионистского лагеря» многие израильские СМИ накануне голосования говорили как о вполне вероятном варианте. Однако вышло так, что Кнессет стал более «правым» и Нетаньяху будет легче проводить избранный им жесткий политический и экономический курс.

В первую очередь, это, разумеется, будет касаться Палестинской автономии или государства, поскольку многие страны признали Палестину отдельным государством еще в прошлом году. Здесь правительство Нетаньяху займет крайне жесткую позицию. И в Палестине это уже понимают. Генеральный секретарь Исполкома ООП Ясир Абед Раббо, комментируя результаты парламентских выборов в Израиле, заявил, что победа «Ликуда» оставляет мало шансов на мирный диалог. «Израиль сделал выбор в пользу расизма, оккупации и колониализма, отвергнув путь переговоров и сотрудничества», — сказал бывший министр информации и пропаганды Палестинской автономии.

Западные страны (в первую очередь, как утверждают некоторые израильские политологи, Великобритания) предпочли бы, чтобы израильтяне избрали «левое» правительство, а премьером стал Ицхак Герцог (сын шестого президента Израиля Хаима Герцога и внук знаменитого Ицхака Айзика Герцога, который до того как стать главным раввином Израиля возглавлял еврейскую общину Ирландии).

Однако победил Нетаньяху и Евросоюз уже выразил намерение продолжать с ним сотрудничество, в том числе, по теме арабо-израильского урегулирования. Что касается США, то подпорченные по время предвыборной кампании отношения с Вашингтоном израильский премьер в ближайшее время постарается исправить. Разумеется, Нетаньяху предпочел бы иметь дело с президентом-республиканцем, но разрывать отношения с Соединенными Штатами из-за их плана постепенного снятия санкций с Ирана он себе позволить не может. Сигналом к улучшению отношений можно считать намерение включить в состав правительства представителей партии «Кулану» - ее лидер Моше Кахлон может получить пост министра финансов.

Что касается отношений с Россией, то тут стоит обратить внимание на два факта. Первый – прохождение в Кнессет очень небольшого количества русскоязычных «репатриантов». Это свидетельствует о том, что Россия и ее политика отнюдь не главная тема израильских выборов и интенсивней контакты при новом правительстве не станут. С другой стороны, не станут они и хуже. Как заявил председатель парламентской фракции партии «Ликуд» Зеэв Элькин, «сохранение правительства под руководством Биньямина Нетаньяху будет продолжением близких отношений с Россией».

Как минимум, Израиль при Нетаньяху точно не станет присоединяться к западным экономическим санкциям против Москвы.

Иван Преображенский