Posted 15 апреля 2015,, 10:20

Published 15 апреля 2015,, 10:20

Modified 31 марта, 08:31

Updated 31 марта, 08:31

«Не хочем мы воевать!»

15 апреля 2015, 10:20
На Западной Украине все меньше людей готовы идти на войну. Основной аргумент: почему мы должны воевать вместо восточных украинцев? Их оппоненты призывают не бросать оружие, утверждая, что «Россия Донбассом не ограничится».

Не хочется начинать с банальности, что Львов самый европейский город Украины, но это так. Если не знать, где ты находишься, этот город просто неотличим от польского или чешского. Кстати, поляки считают, что все архитектурные памятники здесь создали именно они, а в средневековье «Львов был польским островом в море украинских деревень». Не будем дискутировать с этим утверждением, но сейчас потомки украинских крестьян вполне урбанизировались в европейском стиле: водители в городе пропускают пешеходов, местные студенты одеваются и ведут себя так же, как их сверстники к западу от границы, а долгое сидение с газетой (современный вариант - ноутбуком) в кафе стало неотъемлемым ритуалом для многих местных.

Правда, визуальные отличия от Европы все же есть. Во Львове после ратных подвигов отдыхают немало украинских солдат. Не слишком трезвые они ходят в форме по городу, выкрикивая традиционное «Слава Украине! Героям слава!». Но война дело проходящее, а вот настоящее «украинство» Львова проявляется в православную Пасху. В этот день почти все горожане одевают вышиванки и несут в специальных корзиночках, покрытых полотенцами с украинскими узорами, освящать в церкви пасху, куличи, яйца и колбасу. Атмосфера – празднично-приподнятая и торжественная.

Москаль и гиляка

Но не только обилие нетрезвых вояк и празднование Пасхи отличает Львов от других городов Восточной Европы. Я очень много ездил по миру и могу засвидетельствовать, что нигде нет такого обилия креативных кафе, где из заурядного поедания бифштекса делают целое представление. Неожиданная особенность некоторых львовских рестораций состоит в том, что шоу, проходящие там, будят в клиентах откровенно садо-мазохистские фантазии. Впрочем, может, положение обязывает? Ведь именно здесь родился Захер Мазох, «подарив» сексопатологии термин «мазохизм». Разумеется, в городе есть ресторан его имени, где все официантки ходят с плетками и лупят ими клиентов. Я не шучу!

В городе есть и пыточный ресторан, где посетители сидят на средневековых орудиях инквизиции (лично мне досталась дыба), а хозяин заведения расхаживает в костюме палача и с топором. Каждый вечер в ресторане кого-то «казнят». Все бы ничего, но сюда почему-то принято ходить с детьми, что по европейским понятиям как-то странно.

Двойственное впечатление производит и «бандеровский» ресторан «Криiвка» (cхрон). Открывает дверь привратник в форме УПА и с автоматом. Мне говорили, что «москалей» сюда не пускают, и я решил «загримироваться» под американца российского происхождения. С официантом разговаривал по-английски.

- А что, по-русски из принципа не хотите разговаривать?

- Дело не в этом. Нам запрещено здесь на этом языке разговаривать.

- Россиян сюда, правда, не пускают?

- Ну, если он крикнет «Слава Украине!», то пустим. А так вот у нас для них гиляка есть (кивает на не замеченную мною виселицу).

Кроме виселицы, для «москалей» есть специальная камера. Иногда «бандеровцы» арестовывают кого-то из гостей, сажают в камеру и заставляют кричать «Слава Украине!». А на крыше стоит пулемет, направленный на Москву.

Конечно же, это заведение – просто аттракцион и хороший бизнес, однако, как и в пыточном ресторане, здесь было полно детей. Выяснилось, что «Криiвка» шефствует над школьниками, и поэтому учащиеся с учителями здесь частые гости. Ребенок уже с малых лет знает, что для «москаля» приготовлена гиляка или, в лучшем случае, камера, а пулемет нужно держать в направлении на Москву. Неудивительно, что и для любой продавщицы благодаря "правильному" воспитанию Степан Бандера – национальный герой.

"Освободители" из SS

Из «Криiвки» мимо памятнику Бандере (по пафосности и размерам сравнимого с монументами Ленину времен СССР) отправляюсь в музей «Освободительного движения Украины». Несмотря на то, что я говорил по-русски, встретили меня здесь очень душевно. А узнав, что я журналист, и вовсе бесплатно дали мне экскурсовода, симпатичного молодого человека по имени Тарас. Кстати, и за деньги недорого: экскурсия продолжается здесь часа три-четыре и стоит всего 40 гривен (меньше двух долларов). Можно сказать, что здесь работают настоящие энтузиасты.

В экспозиции музея просто рябило в глазах от обилия фотографий украинских «героев» в нацистской форме. Но Тарас уверен, что союз с фашистами был временным, и, к тому же, бандеровцы воевали, по его словам, и против немцев. Экскурсовод напомнил, что, в отличие от Прибалтики, Галиция никогда не входила в состав Российской империи. При этом в Австро-Венгрии украинцы обладали культурной автономией, тогда как российские власти отказывались признавать украинцев как нацию. Поэтому во время Первой мировой войны местные жители с воодушевлением сражались против вторгшихся в Галицию российских войск. (Уточним, что формирования «Сечевых стрельцов» насчитывали около 7 тыс. человек. Судите сами – много это или мало и так ли уж велико было воодушевление). Так что, по мнению Тараса, союз западных украинцев с немецкоязычными народами имеет достаточно давнюю историю.

После посещения этого музея меня уже не удивил огромный мемориал Борцам за свободу Украины на историческом Лычаковском кладбище Львова. Памятники посвящены борцам разных лет. Первым монументом была стела, установленная в честь солдат Украинской Народной Республики, погибших в боях с польской армией в 1918 году. Рядом множество могил бойцов УПА, среди которых почему-то возвышается памятник бойцам дивизии СС «Галичина». По соседству с этим монументом были могилы военнослужащих украинской армии, погибших на нынешней войне на востоке страны.

Надоело воевать

Однако, к моему удивлению, очень многие западенцы отнюдь не горят желанием идти защищать территориальную целостность страны. Основной аргумент был такой: «Если восточные украинцы не хотят защищать свою землю, то почему мы должны погибать за них. Мы уже устали в одиночку спасать всю Украину!» Кстати, львовяне откровенно недолюбливают прибывающих сюда беженцев с Восточной Украины: «Здоровенные лбы! Вместо того, чтобы свои хаты защищать, к нам бегут, да еще и льготы просят!»

Отчасти эту позицию прояснил мне эрудированный экскурсовод Тарас: «Донбасс – это действительно спорная территория. Россия и Украина ее осваивали одновременно. С другой стороны, если им Донбасс отдать, они же не остановятся, пока всю левобережную часть страны не заберут». Именно аргумент, что «Донбассом дело не кончится», и является основным доводом сторонников войны до победного конца. Но многие западенцы уже настолько разочарованы ее ходом, что не воспринимают даже его.

"Брат мой сейчас скрывается от мобилизации, - рассказывает мне львовский таксист. - Странная это какая-то война. Так, если бы брата мобилизовали, то мы бы были вынуждены ему покупать обмундирование, бронежилет. Что это за армия такая? В начале войны в военкоматы очереди добровольцев были. А сейчас люди разочарованы. Это какая-то предательская война, в верхах на ней просто деньги делают. Дошло уже до того, что около месяца назад гаишники с военными на выездах из Львова дежурили, отлавливали мобилизованных. Не хочем мы больше воевать, надоело!»

Игорь Ротарь, Львов

Фото автора