Posted 20 апреля 2015, 17:30
Published 20 апреля 2015, 17:30
Modified 31 марта, 08:26
Updated 31 марта, 08:26
В связи с укреплением рубля в России заговорили о снижении цен на продукты питания. В Калининграде, например, за минувший год продовольственные товары подорожали в среднем на 20-30%, а по ряду позиций — на 50-60%. Однако, по мнению экспертов, резкого удешевления товаров пока ожидать не стоит. Рубль еще не стабилен, а прогнозы туманны, и поставщики, максимально страхуя себя от рисков, не спешат пересматривать условия контрактов с ритейлерами.
Между тем, снижение цен на некоторые продукты питания все же наблюдается. За первую неделю апреля Росстат зафиксировал снижение индекса потребительских цен на большую часть свежих товаров по сравнению с последней неделей марта: на 0,2-7,9% снизились цены на сыры, кур, капусту, лук, яблоки, картофель, помидоры, огурцы. Снижение цен на плодоовощную продукцию в среднем составило 1,3% за неделю, по данным статистики, пишут «Ведомости».
Импортные овощи, бакалея и ряд других товаров могут подешеветь уже на этой неделе, сообщил "Росбалту" генеральный директор калининградского торгового дома "Семья" Олег Пономарев. "Ожидаем некоторое снижение цен при условии стабилизации рубля на текущих уровнях. Это прямой импорт — овощи-фрукты, бакалея, кондитерские изделия", — отметил Пономарев. По его словам, снижение цен в магазинах сети на эту линейку импорта составит 5-10%.
Что касается отечественных продуктов, то здесь удешевление возможно только на плодоовощную продукцию и лишь с июля по сентябрь, и то, если будет хороший урожай, сообщил Пономарев. "Производители говорят, что себестоимость растет и нет возможности снижения цен", — объяснил собеседник агентства.
В то же время глава группы компаний «Вестер» Олег Болычев воздерживается от прогнозов. «Я расцениваю прогнозы о понижении цен как популизм. Сейчас преждевременно что-то говорить. Ситуация волатильная, ее изменение может произойти в любой момент и это не дает оснований вообще для каких-либо прогнозов. Сейчас период ожидания. Если ситуация остановится на том, как сейчас, то тогда через два-три месяца цены пойдут вниз. Если же ситуация будет меняться, то это еще больше напугает, и трудно прогнозировать», - заявил Болычев «Росбалту».
Он подчеркнул, что сегодня переговоры с поставщиками и производителями идут непросто. «Мы введем переговоры с ними около месяца, переговоры идут очень трудно. И многие поставщики не только не опускают цены, а повышают их. Мы не подписываем эти контракты», - сказал Болычев.
По мнению калининградского сенатора Николая Власенко, продукты питания, если и начнут дешеветь, то точно не сейчас - понадобится несколько месяцев стабильного курса рубля.
«Я боюсь, что пока цены снижаться не будут – до тех пор, пока не стабилизируется этот курс. Очень важна для стабилизации цен стабильность макроэкономических условий. Курс рубля и доллара, чтобы в каком-то равновесном месте зафиксировался. А пока у него такая волатильность в день до 5% доходящая, то вниз, то вверх, любая торговля, которая занимается перепродажей товара, она, естественно, будет закладывать риски резкой девальвации. И промышленность тоже», - подчеркнул представитель калининградской областной думы в Совете Федерации РФ.
По словам Власенко, стабильность, пусть даже со слабым рублем, полезнее для экономики, чем непрогнозируемое укрепление нацвалюты. «Пусть 70 рублей за доллар, но несколько лет. Тогда бы все адаптировались к нему. Вот мы вроде в марте адаптировались уже ко всем изменениям, которые были в конце прошлого года. И вроде темпы роста инфляции резко снизились – если в январе были 8%, то в марте уже темпы роста 1%. И резкое укрепление рубля опять же дестабилизирует этот рынок», - подчеркнул Власенко.
По словам сенатора, существенного удешевления отечественной продукции тоже пока ждать не стоит. Российские продукты станут дешевле, когда удастся прийти полностью к пресловутому импортозамещению. Пока же этого сделать не удалось. Сегодня 60% себестоимости российского картофеля – это импортная составляющая, говорит Власенко.
«Это семена, пестициды, техника, амортизация этой техники. Импортозамещение это сложный долгий процесс не одного года, когда удастся сделать 80% отечественной добавленной стоимости. Слишком многие линии у нас "загнулись". Это семеноводство, автомобилестроение, техника сельскохозяйственная. Вроде они есть, но в цене и качестве проигрывают импортным. Много таких составляющих, с которыми надо еще бороться», - считает сенатор.
Говоря об импортозамещении и ценах на отечественную продукцию, бизнесмен Олег Болычев подчеркнул: сегодня местные производители не могут обеспечить регион говядиной, бараниной и рыбой. Эти продукты – дефицит в области, поэтому говорить о снижении цен на них пока нельзя.
«Мяса на рынке нет вообще, оно просто отсутствует. Баранины нет вообще, дефицит. Говядины нет - дефицит. По рыбе дефицит, ее просто нет. Отсюда такие цены. Меня самого - смотрю на цены, и в дрожь бросает. Я такой же покупатель, как и остальные. В Москве проще, там рыба и с Дальнего Востока, и с Астрахани идет. А к нам логистика крайне затруднена. В магазины должна поступать сертифицированная рыба, а чтобы рыба была с сертификатами, очень мало таких производителей. Нет и мяса, никто не хочет заниматься сельским хозяйством. Какой дурак будет брать под 25% кредит под сельское хозяйство? И даже местное мясо выгоднее отправлять в Россию, чем продавать здесь», - заявил он.
О снижении цен можно будет говорить, когда для бизнеса будут созданы более благоприятные условия, в том числе стабильно низкие банковские процентные ставки, считает Болычев. «Банки продолжают повышать процентные ставки и не опускают. Все сейчас в ожидании решения Центробанка по процентным ставкам. Если состоится положительное решение, то через два месяца только банки смогут опустить процентные ставки. То есть если решение состоится в мае, то к 1 августа банки опустят процентные ставки. Вот это послужит очень большим подспорьем для снижения цен. Увеличение банковской нагрузки за последние полгода произошло в полтора раза. Это фантастический рост, который невероятно трудно всем выдерживать», - подчеркнул Олег Болычев.
Так или иначе, укрепление рубля способствует некоторой стабилизации цен, считает бизнес-омбудсмен региона Георгий Дыханов. «По крайней мере, цены остановятся, это точно. Сейчас пока предприниматели не очень смело это делают. Они проводят акции в торговых сетях на снижение товара. Пока это не объявленная политика, но, по крайней мере, цены перестали расти», - заметил эксперт.
Однако часто бизнес сегодня идет на уловки – продукты вроде дешевеют, однако при этом непродовольственная линейка дорожает, говорит руководитель исполкома регионального отделения Общероссийского народного фронта Андрей Асмолов. «Пока особого снижения цен не ощущается. На этой неделе мы общий анализ по ритейлерам сделаем. Но мы уже видим, что некоторые ритейлеры пошли по такому пути: снизили цены на одни товары, а взвинтили на другие. На часть продуктов питания немножко упала цена – на яйцо, на мясо, на овощи в связи с сезонными изменениями сейчас будет падать цены. Но, например, на предметы бытовой химии цены выросли, на средства гигиены», - сообщил Асмолов «Росбалту».
В январе представители ОНФ провели мониторинг цен в крупных торговых сетях области — в магазинах сети "Вестер", "Семья" и "Виктория". По итогам выяснилось, что за первый месяц года цены на ряд продуктов питания выросли на 33%. И, по мнению Асмолова, ожидать масштабного снижения цен в ближайшее время не стоит.
«Наши бизнесмены как реагируют: если рубль падает, они мгновенно повышают. А если рубль наоборот укрепляется… Это недоверие к укреплению заставляет ритейлеров в ожидании находиться. Если нет длительного снижения, тогда они даже и не дергаются. А если идет скачкообразное движение, сразу идет повышение», - заметил Асмолов.
Предпринимателей можно понять: пока потребители сетуют на высокие цены в магазинах, бизнесменам приходится самим «прогнозировать» валютный курс на месяцы вперед. При том, что даже опытные экономисты не могут дать точного прогноза, что будет с рублем в ближайшее время. Сейчас перед бизнесом стоит непростая задача – как не обанкротиться, правильно «угадав», в каком направлении будет развиваться российская экономика в ближайшие месяцы.
Юлия Парамонова