Posted 12 мая 2015,, 13:14

Published 12 мая 2015,, 13:14

Modified 31 марта, 08:09

Updated 31 марта, 08:09

Электрички могут уйти и не вернуться

12 мая 2015, 13:14
Многие субъекты Федерации не сформировали заказ на пригородное сообщение и продолжают копить долги перед перевозчиками. Это способно привести к настоящему транспортному коллапсу.

Российские регионы всегда связывали доступные по цене электрички. Но на сегодняшний день многие субъекты Федерации не сформировали заказ на пригородное сообщение и продолжают копить долги перед перевозчиками. Это может привести к настоящему транспортному коллапсу, когда небольшие населенные пункты окажутся отрезанными от крупных городов.

С начала года в сфере пригородного железнодорожного транспорта не произошло никаких заметных перемен к лучшему. Руководство страны и эксперты неоднократно обращали внимание на мировой опыт: оставшееся без господдержки пригородное сообщение в некоторых странах исчезло полностью, говорил гендиректор ИПЕМ Юрий Саакян. От регионов РФ также могут «сбежать» последние электрички.

Дело в том, что пригородные перевозки в России, да и во всем мире, – бизнес, как правило, убыточный. И если электрички не дотирует государство, они исчезают.

У нас, по закону, обеспеченность населения электричками относится к полномочиям руководства субъектов РФ, которые должны формировать заказ на организацию пригородного сообщения и компенсировать разницу между ценой билета для пассажира и затратами перевозчиков. Сегодня билет обходится гражданам лишь в 50% от реальной стоимости – полный тариф для большинства неприемлем. Просто так отказаться от пригородных поездов невозможно – это важный и зачастую единственный вид транспорта для работающих и учащихся в городе выходцев из небольших населенных пунктов.

«Есть вещи, которые придется региону и государству взять на себя, особенно когда нет альтернативы для граждан, которые должны жить нормальной жизнью, - пояснил в ходе «прямой линии» президент Владимир Путин. - В данном случае речь идет и о детях, которые должны учиться, да и вообще о людях, которые хотят посещать крупные города по своим личным делам, по семейным, и так далее и тому подобное».

Однако в решении проблем с электричками существует «несогласованность действий, отсутствие прогноза по принимаемым решениям», отметил президент.

Правительство РФ еще год назад разработало комплексную Концепцию развития пригородных железнодорожных перевозок. Согласно документу, регионы должны были до конца 2014 года заключить с ППК долгосрочные контракты, сроком от 5 до 15 лет, с согласованием экономически обусловленного тарифа и инвестиционной составляющей. Без перспективного заказа перевозчики не имеют возможности инвестировать в обновление подвижного состава (80% вагонов уже служат по 20 лет), модернизацию инфраструктуры, гарантировать должный объем и безопасность перевозок.

Но некоторые губернаторы фактически саботировали вопросы, прописанные в Концепции правительства. В итоге план действий до сих пор существует лишь на словах. В большинстве регионов так и не сформирован заказ на пригородное сообщение, и перевозчики оказались заложниками несогласованных отношений между федеральными и местными чиновниками. Задолженность субъектов РФ перед ППК уже выросла до 38 млрд руб.

Очевидно, что региональным властям необходимо пересмотреть свое отношение к решению транспортных задач. Чтобы продолжить работу, начатую федеральными властями, губернаторы должны разработать и направить в Минтранс РФ план пассажирских перевозок с учетом пассажиропотока, сезонной потребности в перевозках и новых рабочих мест в городах. Кроме того, сформировать для ППК заказ на организацию пригородного железнодорожного сообщения в регионе, провести конкурс и заключить долгосрочный контакт с перевозчиком (то есть не на один год, а, как это делается в других странах – минимум на пять лет). Наконец, определить цену билетов и договориться с федеральным центром о дотациях для компенсации перевозчику части затрат – потерю дохода от регулирования тарифа.

Но не каждая область и край осознает важность пригородных поездов для населения. Губернатор Орловской области Вадим Потомский заявляет, что его регион «не в состоянии оплачивать эту услугу железнодорожников из своего бюджета». «Забирая эти деньги из бюджета региона, мы не направляем их на социальные задачи, которые для нас первостепенны», – приводит слова Потомского «Орловская правда». Что характерно, долг региона за услуги пригородных пассажирских перевозок превысил 720 млн руб. Крупнейшим должником остается и Тульская область: за 2011–2015 годы местные власти нарастили долг перед ППК до 450 млн руб., добиваться возврата денег приходится уже через суды.

Похоже, правительству вновь придется вмешаться в ситуацию. Уже разрабатывается проект закона о принятии закона «Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения в РФ», который поможет, кроме прочего, определить ответственность за обеспечение перевозок в каждом регионе. Однако его принятие необходимо ускорить, отмечает депутат Госдумы Валерий Селезнев. Кроме того, необходимо привнести новую жизнь в Концепцию развития пригородного сообщения, подписанную председателем правительства Дмитрием Медведевым год назад, обновив план мероприятий для ее реализации, замечает генеральный директор ИПЕМ Юрий Саакян. Ведь этот план так и не выполнен: ни один из 19 пунктов документа не доведен до конца, все в разной стадии проработки.

Недофинансирование со стороны федерального и региональных бюджетов и отсутствие конструктивного диалога губернаторов с перевозчиками оставляют отрасль и пассажиров в подвешенном состоянии. Рвутся налаженные между соседними территориями транспортные связи, жители небольших населенных пунктов остаются без сообщения с «большой землей». Все более реалистичной становится перспектива длительного простоя вагоностроительных заводов, которые чаще всего являются градообразующими. В итоге 20 субъектов РФ рискуют остаться без электричек полностью, а еще 13 регионов – лишиться половины из них. В этом случае под сокращение попадут более 5 тысяч работников сферы. Потеря работы и транспорта грозит массовыми протестами, особенно на Дальнем Востоке, в Сибири и ряде регионов Северо-Запада страны.

Госдума РФ ранее предлагала ужесточить ответственность губернаторов за халатное отношение к пригородному сообщению – вплоть до уголовной, а при оценке эффективности главы региона учитывать также критерий, связанный с транспортной доступностью на местах. Эксперты добавляют: одним «кнутом» проблемы не решить – необходима четкая согласованность действий всех участников системы пригородного сообщения.

Правительство оперативно отработало «февральские» поручения президента по стабилизации ситуации с электричками. На очереди – регионы, которым тоже необходимо в кратчайшие сроки составить дорожную карту и решить, наконец, вопрос с финансированием. По итогам 2014 года из 72 субъектов РФ только 18 полностью выполняют свои обязательства по возмещению выпадающих доходов перевозчиков, а 23 компенсируют не более половины. РЖД, со своей стороны, с 2016 года предполагает повысить прозрачность ставок на оплату услуг, а также продолжить работу по передаче инфраструктурных объектов пригородным пассажирским компаниям. Наконец, ППК намерены продолжить работу по заключению контрактов с региональными властями, чтобы иметь возможность строить долгосрочные планы работы. А кроме того, обеспечить высокое качество этой услуги для пассажиров при низкой цене на билет.

Андрей Михайлов