Posted 4 июня 2015,, 14:50

Published 4 июня 2015,, 14:50

Modified 31 марта, 07:47

Updated 31 марта, 07:47

Сколько стоит дружба с заграницей

4 июня 2015, 14:50
В кризис власти стараются сэкономить бюджетные деньги. Но зачем в городском правительстве сохранять целую структурную единицу, чьи функции практически истаяли, и тратить на ее содержание 98 млн рублей?

В кризис власти стараются сэкономить бюджетные деньги. Однако жертвами этой экономии традиционно становятся самые незащищенные слои населения — ведь урезаются как раз расходы на социальную сферу - здравоохранение и образование. В таких случаях чиновники обычно ссылаются на пресловутую оптимизацию и повышение эффективности работы тех или иных организаций. Но если можно оптимизировать больницы и школы, то почему нельзя поступить так же и с чиновничьими структурами — теми, чья деятельность проходит бесследно для жителей и для города? Чтобы разобраться в этом, мы решили начать с комитетов городского правительства.

Первым в нашем списке оказался комитет по внешним связям. В середине 90-х он играл ключевую роль в петербургской мэрии, потому что занимался контактами с иностранными партнерами и привлекал внешние инвестиции в экономику города. Это неудивительно, учитывая, что ведомство в течение многих лет возглавлял Владимир Путин, который был заместителем мэра - фактически вторым лицом в городе.

Но времена меняются. В Смольном появились комитет по инвестициям и комитет по развитию туризма. Они в значительной степени забрали функции по привлечению средств в город.

В число главных распорядителей бюджетных средств комитет по внешним связям также не входит. Его бюджет, в отличие от таких гигантов, как КРТИ или комитет по строительству, составляет лишь несколько сотен миллионов. И сумма эта из года в год сокращается. Связано это с тем, что комитет продолжает терять свои функции. Так, в 2012 году он тратил на программу «Толерантность» 40 млн рублей. Но с 2014 года эти вопросы под ведением комитета по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики.

Если в 2010 году бюджет КВС составлял 289 млн рублей, потом перевалил за 300 млн и продолжил расти, то уже в 2014 году на внешние связи в Петербурге выделили всего 251 млн рублей. А бюджет на 2015 год после весенней корректировки составил всего 219 млн рублей.

Почти половину этой суммы — 98 млн рублей — город тратит на содержание комитета, в том числе и на зарплаты сотрудников.

Остальное — на выполнение задач. Но, по сути, за КВС осталась лишь функция дипломатического представительства Петербурга в других регионах и странах, а также организация визитов иностранных делегаций в Северную столицу.

В структуре бюджета на организацию деловых миссий и зарубежных презентаций Петербурга предусмотрено 16,5 млн рублей. Программа культурно-деловых миссий везде одинаковая: организуется несколько тематических круглых столов, биржа деловых контактов, презентация Северной столицы, тематическая фотовыставка, протокольный фуршет c «блюдами петербургской кухни» и водкой категории «Премиум», а в качестве культурной части - концерт. Стоимость таких поездок колеблется в пределах 1 млн — 1 млн 300 тыс. рублей.

Как пояснили в КВС, в состав делегаций включаются представители профильных комитетов Смольного. Они летают за рубеж и живут в 4-звездочных гостиницах за счет бюджета. Также в миссиях приглашают поучаствовать представителей бизнеса, которые готовы оплатить билеты и проживание. Взамен предпринимателям предоставляют возможность провести переговоры с коллегами из другой страны.

Впрочем, в КВС затруднились сказать, насколько большим интересом у бизнесменов пользуются данные визиты. Правда, примеры успешных договоренностей все-таки существуют. Но их масштаб вызывает некоторые сомнения. Например, некой петербургской фирме после визита в Ереван удалось заключить контракт на организацию подсветки местных фонтанов.

Теоретически в комитете готовы помочь петербургским предпринимателям, которые задумались о расширении своего бизнеса. Заявки от бизнесменов об информационной поддержке регулярно поступают. Но в КВС утверждают, что таковую оказывают только для «крупных социально-значимых проектов».

На презентацию нашего города в регионах РФ в этом году выделено 3,5 млн. Например, планируется потратить около 600 тыс. рублей на дни Петербурга в Псковской области. Еще около 15 млн тратится на организацию конференций, форумов, семинаров и круглых столов в Петербурге и за рубежом. Протокольное обеспечение деятельности правительства в рамках международного сотрудничества в этом году обойдется городу в 7 млн рублей.

Еще одна из сфер ответственности комитета – поддержание так называемых побратимских отношений. Чиновники все время повторяют, что сотрудничество городов-партнеров осуществляется вне политического контекста, но список наших недавно приобретенных «друзей» говорит сам за себя. В прошлом году соглашения о сотрудничестве были подписаны с провинцией Гуандун (Китай), Бизертой (Тунис), Манамой (Королевство Бахрейн), АТО Гагаузия (Республика Молдова), Улан-Батором (Монголия) и Минской областью (Республика Беларусь).

Вызывает обеспокоенность не европейская ориентация современного КВС. «Петербург не находится в вакууме и не может вести отдельную от федеральных властей политику, поэтому охлаждение отношений с Западом логично и неизбежно. Поэтому в структуре внешний связей есть изменения, теперь город ориентируется на Азию, Китай, постсоветское пространство», - отмечает замдекана факультета политологии СПбГУ Александр Курочкин.

Более 30 млн рублей в этом году выделено на работу с так называемыми «соотечественниками», или, как говорят в КВС, «поддержку «Русского мира». Сюда входят популяризация русского языка, работа с диаспорами, издание продукции о Петербурге и распространение ее за рубежом. Однако никакого статистического итога финансирования подобных связей подвести нельзя, ведь Петербург не входит в список городов, куда могут переехать участники федеральной программы «Соотечественники». А это значит, что поддержка «Русского мира» не может быть направлена на возвращение россиян.

В бюджете комитета заложены суммы и на освещение его деятельности в СМИ и прочее информирование населения. Однако опрошенные «Росбалтом» эксперты отмечают низкую активность КВС в информационном пространстве. Политолог Александр Конфисахор связывает эту ситуацию со сменой главы ведомства. Известный в городе политик Александр Прохоренко, много лет возглавлявший комитет, ушел в отставку в 2014 году. Вместо него был назначен генерал-майор полиции Евгений Григорьев. С уходом Прохоренко, как отмечает депутат ЗакСа Борис Вишневский, про комитет почти ничего не известно – «ни хорошего, ни плохого».

Никто не спорит с тем, что важно налаживать связи с городами-побратимами и заниматься популяризацией Петербурга. Однако, по сути, эти задачи могли бы выполнить комитет по культуре и комитет по инвестициям. И зачем тогда в городском правительстве сохранять целую структурную единицу, чьи функции практически истаяли, и тратить на ее содержание 98 млн рублей? Или же, наконец, комитету стоит всерьез заняться продвижением города, чтобы не получилось так, что город ассоциируется в международном сообществе исключительно с инициативами депутата Виталия Милонова.

Максим Внатяг