Posted 6 июня 2015, 20:40
Published 6 июня 2015, 20:40
Modified 31 марта, 07:45
Updated 31 марта, 07:45
На Суворовской площади Москвы состоялся митинг в поддержку науки и образования. По данным организаторов, в мероприятии приняло участие порядка 2 тыс. человек. Митингующие заявили о необходимости пересмотреть закон «об иностранных агентах», предоставить идеологическую и академическую автономию школам и вузам и отменить срок давности диссертаций для определения плагиата. По просьбе главы фонда «Династия» Дмитрия Зимина слова о нем и его организации звучали только «в качестве примера».
«Слушайте, тут очередь, что ли?» – обыденным тоном поинтересовался статный седовласый мужчина в темных очках у двух молодых людей с видеокамерой и соответствующей аппаратурой. «Да, во-о-он, где-то там она начинается», – с улыбкой ответил один из них и махнул рукой в сторону. Из-за заминки полицейских людская вереница из желающих попасть на митинг в защиту науки растянулась змейкой на несколько десятков метров. Привыкшие к доскональному контролю и досмотру на рамках металлодетекторов полицейские первые 10 минут согласованного времени акции копошились в профессорских сумках и рюкзаках. Однако затем взглянули на растущую в геометрической прогрессии очередь и перестроили тактику. Ослабив пропускной режим, они оповещали: «Вместе с сумками через рамки проходим, не задерживаемся!».
Большинство участников митинга составили ученые и сотрудники системы образования. Об этом было легко догадаться, прислушавшись к их разговорам перед началом акции. Двое мужчин за мраморным постаментом памятника Суворову держали огромный самодельный плакат, склеенный скотчем из листов формата А4, с изображением писателя Льва Толстого и цитатой: «Сила правительства держится на невежестве народа, оно это знает, и потому всегда будет бороться против просвещения. Пора нам понять это». «А откуда эти слова, не напомните, господа?» – интеллигентно обратился к активистам пожилой мужчина в сером пиджаке, до того с минуту пристально разглядывавший плакат. «Из переписки – точно сказать не можем – конца шестидесятых где-то», – ответили ему. Однако случайный собеседник не согласился. «Вряд ли шестидесятых, скорее девяностых или нулевых. Больше на это похоже. Он уже в более позднем возрасте так мог считать – в том числе, что не нужно налоги платить, про социализм писал, все дела», – рассуждал мужчина. Так публицистика Толстого стала предметом жаркой и продолжительной дискуссии.
Политики участие в митинге приняли лишь в статусе рядовых протестующих – политическая суверенность мероприятия была оговорена организаторами заблаговременно. В толпе мелькали лица Алексея Навального, Максима Каца, Андрея Нечаева и других оппозиционеров.
Изначально главным поводом для проведения протестной акции послужили события вокруг признания фонда «Династия» бизнесмена Дмитрия Зимина, известного своей заботой о различных научных и образовательных проектах, «иностранным агентом». Но меценат попросил организаторов акции исключить из ее повестки свою фамилию и наименование своего фонда. Просьбу выполнили, однако совсем обойти одну из самых громких тем последнего времени ученые и общественники не смогли.
Так, главный редактор журнала «Новое литературное обозрение» Ирина Прохорова в разговоре с журналистами отметила, что события вокруг «Династии» могут негативно сказаться на всем российском меценатстве. В том числе из-за значительной социальной апатии. «У нас благотворительное сообщество бурно развивается с конца девяностых годов, – сказала она. – Меценатство сразу после распада Советского Союза началось, но системное создание фондов пошло с конца девяностых, и оно растет. Зимин в данном случае – это яркий показатель, один из старейших, замечательных фондов. Вся история с Зиминым – это, конечно, удар по всему благотворительному сообществу. Здесь проблема не только власти, но и общества, которое недооценивало роль благотворителей, не отдавало им должное уважение, не пропагандировало эту деятельность, поэтому так легко наступать на фонды, где общество не реагирует, не до конца понимает, что, в общем, их будущее за системой благотворительности».
С опозданием в 20 минут митинг был открыт стихами Александра Блока – в честь дня рождения другого великого русского поэта: «Пушкин! Тайную свободу // Пели мы вослед тебе!// Дай нам руку в непогоду,// Помоги в немой борьбе!» – произнесла ведущая мероприятия, лингвист Ирина Левонтина и грустно пошутила: «Может, хотя бы от Пушкина помощи мы и дождемся». Все последующие ораторы оказались даже более эмоциональны и резки в своих высказываниях.
Всю тысячу лет своего существования российская власть относилась к науке, образованию и просвещению с недоверием, – начал свое выступление доктор физико-математических наук Андрей Цатурян. – Ее можно понять: ведь наука, образование и просвещение неразрывно связаны со свободой – свободой слова, свободой совести, свободой мысли. А свободомыслящие люди невольно начинают задавать власти неудобные вопросы и ставить под сомнение ее компетентность, эффективность и честность. Тем не менее, во уже триста лет российская власть все-таки поддерживала науку и образование. Поддерживала, по выражению Чехова, с лицом кошки, которая с голодухи жрет на огороде огурцы». Он рассказал о последствиях реформы Российской академии наук, которая, по его мнению, объединила «проктологов с ветеринарами» и сильно затруднила работу академиков. «Что же делать нам, чья профессия – не политическая борьба? Мы должны передавать знания ученикам. Боюсь, нам не оставили выбора».
Доктор биологических наук Светлана Боринская также отмечала, что в свете недавних событий ученым пришлось выйти на политическую арену и чуть ли не впервые выступить с лозунгами и требованиями. «Я никогда не мечтала заниматься политикой и выступать на митингах – так же, как и многие мои друзья, которые занимаются научной работой. Но события последних дней вывели на площадь тех, кто и на другие митинги никогда не выходил», – поделилась она. Более того, происходящее породило среди ее коллег мысли об эмиграции. «Возникает ситуация борьбы: «ум против денег и дезинформации». Каждый день по телевизору показывают огромное количество передач об экстрасенсах, паранормальных явлениях, приведениях и еще неизвестно о чем, – заявила биолог. – Я не политик и не экономист, но я понимаю, что «Протоны» будут падать, лесные пожары будут продолжаться, если просвещение будет отсутствовать, будет в загоне».
Речь члена совета фонда «Либеральная миссия», который также попал под опалу из-за сотрудничества с Дмитрием Зиминым, Александра Архангельского подходила под реалии второй половины XIX века: прозвучали понятия «автономия университетов» и «солидарность». Первое касалось, в частности, громкой истории с посещением столичных вузов идеолога провластного движения «Антимайдан» Николая Старикова с лекциями.
«Когда мы говорим о российской политике, мы употребляем уклончивое выражение «особый путь», – сказал он. – Когда мы говорим о русской науке образовании и культуре, никаких «особых путей» нет. Это часть мирового пространства, мы на равных вписаны в мир, это то, чем мы можем гордиться, это то, в чем мы конкурентоспособны. Но для того, чтобы это было, нужна политика развития, политика сбережения меньшинства. Сегодня мы видим политику распыления меньшинства, системной архаизации, которая пришла на смену бессистемной модернизации». (...) Сегодня идут покушения на вариативность образования: унижается творческая свобода учителя, разрушается автономия университета, когда вход в университет проламывается, и в него заводятся безграмотные жулики и пропагандисты «Антимайдана"... Автономия университетов — это то, без чего не будет ни науки, ни культуры, ни образования».
О попытках Николая Старикова прочитать студентам лекции рассказал и преподаватель МГУ Александр Бикбов, который также поведал, что освистан представитель «Антимайдана» был не только в Московском университете, но и в РГГУ и МГИМО. «Оказалось, что на следующий день его просто не будет на лекции. Я полагаю, что это отличный пример того, как действует университетская солидарность, солидарность образованных людей», – заключил социолог.
Следующий оратор, астрофизик Сергей Попов, разбавил серьезные выступления коллег почти юмористическим «стендапом», задав тон своей речи вступлением «потом в сводках напишут, что здесь было триста человек плюс два академика, но, думаю, нет сомнений, что по своему IQ мы перекрываем суммарную аудиторию НТВ по всей стране». Ученый сравнил работу законодателей и физиков: «Я думал, что юриспруденция – это такая система понятий, но в «Википедии» написано – наука. Я обнаружил, что многие известные люди — кандидаты именно юридических наук. Это у химиков там Меркель с Тэтчер, а здесь такие фамилии, что ого-го. И все кандидаты наук. Наук, Карл!», – произнес он и сорвал овации собравшихся. В толпе послышалось одобрительное «Хорошо сказал!».
«Если кандидаты наук, значит ученые. Если ученые, значит коллеги, – продолжил Сергей Попов». – У них законы – у нас законы (закон Ома, законы Ньютона, законы Кеплера). Но мы – в физике – отстаем. Мы придумываем закон, называем его гипотезой и начинаем его проверять. Проверяем: расхождение - десять сигма. Делать нечего — в помойку такой закон. У законодателей все происходит не так. Написали закон — правоприменили, правоприменили еще раз, хоп: «Династия» — иностранный агент».
В противовес мрачный тон получился у речи правозащитника Сергея Ковалева. «Мы живем в оруэлловском мире. Министерство юстиции. Какой юстиции? Это министерство властного произвола», – озвучил он свои ощущения, явно имея в виду события вокруг фонда Зимина. В метафоричной выразительности правозащитник был не одинок: сразу несколько самодельных плакатов протестующих по-разному интерпретировали цитаты из произведения американского писателя.
«Недавно я говорил с Дмитрием Борисовичем, – поделился Ковалев. – Разумеется, он знает об этом митинге, и он одобрил жесткий разговор о законодательстве. Но вместе с тем он просил не делать фонд «Династия» главной темой разговора. Я его спросил: «Ну как же быть? Это же такой пример бессмысленного, циничного произвола!» «Ну что, – сказал Дмитрий Борисович, – если как пример, то - пожалуйста».
Вдумайтесь: нужно же было придумать сделать агентом человека, который сам из своих денег оплачивает всю свою агентурную деятельность! Как это совместить со здравым смыслом?» – вопрошал он.
Академик Андрей Захаров в своем выступлении заявил, что страна от развития отечественной науки могла получить больше выгоды, чем от продажи сырьевых ресурсов. «Сегодня у нас страна с сырьевой экономикой. Очень давно ведутся разговоры о ее превращении в высокотехнологичную страну. Если бы это произошло, это привело бы к колоссальному увеличению доходов страны, улучшению ее жизненного уровня. Потому что если бы была изобретена вакцина от СПИДа (а к этому дело было близко), то только на продаже этой вакцины можно было бы заработать больше, чем на нефти. Но работы по разработке вакцины от СПИДа недавно были прекращены за недостатком финансирования!»– восклицал ученый.
Его коллега Борис Штерн заявил о необходимости создать — в случае закрытия «Династии» (а это может произойти уже 8 июня – на этот день назначено заседание совета организации) – «новое общество», которое могло бы продолжить просветительскую миссию фонда. По мнению ученого, «у нее не должно быть ни юридического лица, ни фонда – такая структура непотопляема».
«Мы ведем диалог с властью, мы предъявляем претензии людям «наверху, но есть та часть общества, которая не понимает значения научных достижений для будущего страны. Так давайте заниматься просвещением! Пишите научно-популярные книжки, потому что люди в них нуждаются. Наше общество исторически испытывает огромное уважение к образованию, это один из главных социальных лифтов. Все – от мала до велика – копят деньги на образование своих детей. Мы никогда не рассматривали это как ресурс поддержки», – настаивала Ирина Прохорова.
В конце митинга его участники приняли резолюцию, в которой потребовали изменения приоритетов в государственной политике в пользу науки и просвещения, академической автономии для учебных заведений, отмены срока давности для аннулирования диссертаций с плагиатом и изменения закона «об иностранных агентах».
После окончания официальной части на площадку перед небольшой сценой выбежала молодая девушка. С дикими криками «Этот человек спонсирует развал России, а все вы его поддерживаете!» и «Слава Господу Богу!» она принялась интенсивно вырывать страницы из книги с яркой обложкой, которую держала в руках. Полицейские настолько оперативно погасили инцидент, что заметили провокатора лишь стоявшие в первых рядах. Они покрутили пальцем у виска и кивнули в сторону участника митинга с плакатом из двух картинок: на одной – запуск космического корабля учеными с ремаркой «было», на другой – разрезание красной ленточки перед новым храмом и пометкой «стало».
Денис Гольдман
Материал опубликован в рамках проекта "Нобелевское измерение", посвященного проблемам модернизации страны и роли в этом процессе науки и научного сообщества.