Posted 19 июня 2015,, 16:31

Published 19 июня 2015,, 16:31

Modified 31 марта, 07:34

Updated 31 марта, 07:34

Россия «проморгала» свою собственность в Европе?

19 июня 2015, 16:31
Эпопея вокруг российских зарубежных активов развивается в эти дни со страшной силой. Официальные лица государства реагируют и выглядят по-боевому. Однако независимые эксперты опасаются, что «махать кулаками» поздно.

Эпопея вокруг российских зарубежных активов развивается в эти дни со страшной силой. Бельгия, Франция, теперь еще Австрия, что дальше? В каких еще странах судебные власти попытаются отобрать собственность РФ и обратить ее в уплату долгов акционерам давно разгромленного нефтяного гиганта ЮКОС? Официальные лица нашего государства реагируют и выглядят по-боевому.Их позиция заключается в том, что по делам подобного рода Гаагский арбитражный суд имеет компетенцию только в отношении тех стран, которые подписали и ратифицировали Европейскую энергетическую хартию: Россия к числу таких стран не относится. Однако независимые эксперты-юристы и экономисты опасаются, что «махать кулаками» поздно.

Грозную отповедь охотникам до зарубежной собственности РФ дал министр иностранных дел Сергей Лавров в пятницу на Петербургском международном экономическом форуме. «Нам уже представители МИД Бельгии посылают сигналы о том, что они были не в курсе, у них независимая судебная система. Эти объяснения не принимаются, так как согласно международному праву гарантии иммунитета дипломатической собственности предоставляет государство, а государство в данном случае в сношениях с внешними партнерами действует через министерство иностранных дел», - рассказал он.

«Ответом будет взаимность, это неизбежно, - подчеркнул Лавров. - Мы сейчас добиваемся отмены ареста счетов наших дипломатических учреждений». И далее заметил: «Наши экономические операторы собираются подавать в российский суд просьбу - в ответ на неправомерные действия по отношению к ним - предпринять такие же действия в РФ, которые будут арестовывать собственность иностранных компаний с государственным участием».

Чуть ранее глава Минэкономразвития РФ Алексей Улюкаев не исключил риски арестов имущества РФ в других странах, например, США и ЕС. А министр финансов России Антон Силуанов сообщил, что в ноябре будет рассматриваться встречный иск России о решении Гаагского арбитражного суда по иску экс-акционеров ЮКОСа. С краткими отповедями выступили министр юстиции Александр Коновалов и помощник президента РФ Андрей Белоусов.

В общем, государство, как и положено ему, готово за свою собственность биться и давать по рукам охотникам до нее. А вот насчет того, кто победит на этом ринге, мнения существуют разные. Как известно, бывший глава ЮКОСа Михаил Ходорковский уже назвал происходящее «знаковым моментом для России». «Во-первых, это сигнал, что грабеж не останется безнаказанным, каким бы всесильным ни казался грабитель. Во-вторых, это шаг к укреплению права собственности», - отмечает он в социальных сетях. Но Ходорковский — статья особая. Скепсис же в отношении способностей российских должностных лиц высказывают многие эксперты в стране.

«Действия бельгийских и французских властей абсолютно правомерны, - отметил «Росбалту» председатель Арбитражного третейского суда г. Москвы, президент Союза третейских судов Алексей Кравцов. - Есть две конвенции, которые подписали наши власти: это Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже и Нью-Йоркская конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений. Если имущество должника (в нашем случае – России) находится на территории других государств, государственные суды этих стран вправе приводить в исполнение решения третейских судов».

Алексей Кравцов напомнил, что и Россия, разумеется, вправе обжаловать решение любого государственного суда о выдаче исполнительного листа в вышестоящем суде. «Шанс есть, но будет ли он использован? Примут ли вышестоящие суды Бельгии и Франции наши доводы – тоже вопрос. Скорее всего, не примут. Это, по всей видимости, отношение всех иностранных судов к этому делу», - считает президент Союза третейских судов.

В ближайшем будущем, по прогнозу Кравцова, «получив исполнительный лист, акционеры ЮКОСа пойдут забирать российское имущество через госорганы Бельгии, Франции...» «Процесс обжалования не повлияет на этот процесс. Исполнительный лист будет все равно исполняться, независимо от того, обжалован он или нет», - напомнил эксперт.

Таким образом, исковая сумма в 1,65 млрд евро вполне может быть с нашего государства взыскана. Среди оппонентов России в виде европейских судебных властей существует небольшая неразбериха — так, российское госимущество в Бельгии арестовано на основании решения бельгийского арбитражного суда от 18 июля 2014 года по иску компании "Юкос Юниверсал Лимитед", чьи акционеры протестовали против «экспроприации» этого гиганта, последовавшей за арестом Ходорковского. Однако в том же июле прошлого года Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) вынес решение, которое предписывает уплатить акционерам ЮКОСа компенсацию в 1,86 млрд евро. ЕСПЧ уже опроверг наличие связи между решением бельгийского суда и своим собственным, но это может оказаться небольшим утешением для России.

Что касается собственности российских частных лиц в Бельгии, а также Франции, Австрии и др., по данному поводу Алексей Кравцов заметил: «Такого имущества не существует. Ответчиком по этому делу была исключительно Российская Федерация. То есть подлежит конфискации только имущество ответчика. Никаких физических лиц, аффилированных Российской Федерации, не существует. Если бы были поручители по этим договорам, то это другое дело, но их нет». Между тем, президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин уже сообщил журналистам, что «единственное имущество государства в РЖД - это акции самой компании». По поводу возможности ареста таковых акций, Якунин заметил, что это было бы «экономическим беспределом». «Я против идиотов ничего сказать не могу, кроме пожелания обращаться к психиатру», - добавил он.

При этом многие эксперты не без досады напоминают, что государственным мужам следовало бы думать об этом деле раньше. Теперь как бы уже поздно не было. Ведь решение ЕСПЧ вступило в силу в декабре прошлого года. Российское государство даже не потрудилось обжаловать его, просто проигнорировало.

«Долги надо отдавать по международным договоренностям, нами самими ратифицированным, вот и все, - заметила корреспонденту «Росбалта» известный адвокат Елена Лукьянова. - Наше правительство не обжаловало решений ЕСПЧ. Могло бы обжаловать, но ничего не сделало. Есть международные договоренности, они действующие. Не можешь платить — выйди из Совета Европы, откажись исполнять решения. Какие-то действия должны предприниматься. Документы надо сдавать вовремя, выступать надо в судах вовремя, порядок есть порядок, который мы сами признали».

Теперь, по мнению Лукьяновой, «кто виноват, тот пусть и расплачивается». «Разве не предупреждали мы много лет, что творится произвол, что будут суды? Разве 5-7 лет назад не предупреждали, что так может быть? Просто неграмотность и глупость, которых можно было избежать. Один раз заплатим, в следующий раз будем умнее», - подчеркнула эксперт.

Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин, принадлежащий к числу убежденных государственников, также очень резко прошелся по высоким должностным лицам.

Суд принял решение, напомнил Делгяин. «Да, оно было политически мотивированным. Но если вы не оспариваете решение, и оно вступает в силу, к вам приходят судебные приставы. Наше правительство напоминает нетрезвого человека, который разбил чужую машину бутылкой, в суд ходил через раз. А когда суд присудил, что он должен возместить ущерб, это реагировать не стал — когда же пришли судебные приставы, он на них смотрит с изумлением и начинает объяснять: «Зачем вы ко мне пришли? Ну и что, что я виноват, ну и что, что я не выполнил решение суда — что вы здесь делаете?» Неадекват какой-то со стороны российского руководства», - считает эксперт.

Что следовало обязательно сделать российскому государству, по мнению Делягина — это сразу же по принятии решения ЕСПЧ «заняться реструктуризацией своего зарубежного имущества». «Во всех странах, где это имущество теоретически могло попасть под удар, оно должно было быть передано структурам, которые бы формально никакого отношения к РФ не имели, - отметил экономист. - Там, где по по каким-то причинам этого нельзя было сделать — это имущество должно было быть продано. Я не заметил, чтобы что-то из подобных самоочевидных вещей было сделано».

Как не без сарказма напомнил эксперт, многие государственные мужи РФ в моменты борьбы с коррупцией очень даже оперативно принимали меры к тому, чтобы их богатства, включая недвижимость за рубежом, хотя бы формально оказывались не в их собственности. «Почему-то правительство, как совокупность отдельных физических лиц, может защищать свое имущество, а вот имущество государства они почему-то не защищают, - отметил Делягин. - Что за бред!»

«У меня ощущение, что значительная часть правительства Медведева подыгрывает тому, чтобы России нанесли как можно больший ущерб, - резюмировал Михаил Делягин. - В то время как люди, которые вводили против нас санкции, открыто и честно говорили, что основная их задача - нанести России максимальный ущерб и обеспечить свержение власти, возникает ощущение, что значительная часть либерального правительства Медведева работает на стороне этих людей».

Леонид Смирнов