Posted 8 июля 2015,, 17:45

Published 8 июля 2015,, 17:45

Modified 31 марта, 07:17

Updated 31 марта, 07:17

Девять лет строгого режима за место под пальмами

8 июля 2015, 17:45
Экс-директор Центрального военно-морского музея Лялин получил 9 лет колонии. В пользу государства у него изымаются две квартиры, BMW X5 и загородный участок с домом, которые он приобрел после получения взятки.

В Василеостровском районном суде завершилось громкое уголовное дело о хищении бюджетных денег, выделенных на переезд в новое здание Центрального военно-морского музея (ЦВММ). С момента ареста директора учреждения Андрея Лялина до оглашения приговора прошло более двух лет. Чтобы зачитать обвинительный приговор, судье Юрию Гершевскому потребовалось полтора часа. Как итог - экс-директор музея получил 9 лет колонии.

Оглашение приговора началось строго в назначенное время, без задержек. Доставленный в зал суда Лялин пытался сохранять лицо. Он приветствовал родственников. Поинтересовался о том, бодрое ли у них настроение, однако после этого вопроса они вряд ли ощутили прилив сил.

На суде присутствовал еще один фигурант скандального дела - руководитель компании «НЕВИСС-Комплекс» Александр Швирикасов. Именно эта организация выполняла работы по переводу экспозиции Военно-морского музея из здания Биржи на стрелке Васильевского острова в отреставрированные Крюковы казармы. Швирикасова, в отличие от Лялина, не держали в железной клетке.

Из приговора стало ясно, что Министерство обороны вынашивало планы по переводу музейных экспозиций на новую площадку с 2006 года. Однако реализация проекта началась в конце 2010 года, когда был объявлен государственный конкурс. Его выиграла компания «НЕВИСС-Комплекс», с которой и был заключен государственный контракт на 986 млн рублей. Считалось, что только эта организация способна предоставить услуги в полном объеме. Конкурентов в Петербурге у нее не было. Переезд не должен был занять много времени. В здании Крюковых казарм все музейные предметы должны были оказаться уже в декабре 2011 года. Этого не произошло.

Переезд ЦВММ в новое здание завершился только в 2015 году. Лялин, являясь директором музея, был обязан выполнять организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, связанные с переездом. В том числе контролировать ход проведения работ. Однако Лялин и Швирикасов вступили в сговор. За подписи в актах, которые подтверждали, что исполнитель выполнил все работы в полном объеме, директор ЦВММ потребовал 10% от суммы госконтракта, т. е. 98,6 млн рублей. Швирикасов с предложением согласился. Запрошенную сумму Лялин получал частями. Представителя «НЕВИСС-Комплекса» он принимал в своих кабинетах на Биржевой площади и улице Беринга.

Состоялось несколько подобных встреч. В декабре 2010 Лялин получил 29 млн рублей, в июле-августе 2011 года - еще 11 млн, в октябре 2011 — 14 млн. В ноябре 2011 года «НЕВИСС-Комплекс» начал испытывать трудности, поэтому директору музея передали только 2 млн рублей. Таким образом, всего Лялин в виде взятки получил 56 млн рублей и, как выяснило следствие, использовал в личных интересах - для улучшения своего положения.

Так, в период с 2010 по 2011 году Лялин приобрел две квартиры в доме №25 по улице Егорова, автомобиль BMW X5. Его жена оказалась собственником земельного участка и дома в Ленинградской области. Стоимость этого имущества оценивается более чем в 20 млн рублей. При этом годовой заработок Лялина на должности директора ЦВММ не превышал 500 тыс. рублей в год. У его супруги доход был в разы меньше.

При этом оценить истинный объем выполняемых по переезду работ офицеры-ревизоры Минобороны, наведывавшиеся в Петербург из Москвы, не могли. Из их показания ясно, что они посещали Крюковы казармы, видели, как складируется в здании мебель, но приемку работ не осуществляли.

В качестве одного из свидетелей по делу проходил статс-секретарь — заместитель директора обороны РФ Николай Панков. По его словам, деньги на работы выделялись подрядчику в лице «НЕВИСС-Комплекса» исключительно после подписей Лялина. Он же готовил и справочную документацию по переезду, которая поступала на стол министру обороны Анатолию Сердюкову.

Если офицеры из Москвы не могли дать точную оценку тому, что происходило в Петербурге, то рядовые работники военно-морского музея понимали, что переезд проваливается. Из показаний свидетелей было ясно, что ряд сотрудников ЦВММ плохо относились к Лялину. Они прямо говорили о том, что он заботился не о работе музея, а о собственном обогащении.

Сам Лялин свою вину отрицал в течение всего следствия. Экс-директор настаивал: он даже и не подозревал о том, что его подпись на документах означает, что он принимал работы. Лялин считал, что она носит только рекомендательный характер. Суд счел такое оправдание неубедительным.

Экс-директора признали виновным в злоупотреблении полномочиями, служебном подлоге и получении взятки. Лялину предстоит провести 9 лет лишения свободы в колонии строгого режима (в ходе прений гособвинение требовало посадить его на 10,5 лет).

Он должен будет также выплатить штраф в размере 500 млн рублей. В пользу государства у экс-директора ЦВММ изымаются две квартиры, автомобиль BMW X5, и загородный участок с домом, которые Лялин приобрел после получения взятки. Кроме этого, подсудимый лишился государственных наград. В том числе юбилейных медалей «70 лет Вооруженных сил СССР» и «З00 лет Российскому флоту».

У Лялина не нашлось большого количества слов, чтобы прокомментировать суровый приговор. Когда его выводили из зала суда, он успел обронить журналистам лишь фразу: «Вы сами все видели». А вот Александра Швирикасова из зала суда выводили не только судебные приставы и полицейские, но и врачи. Суд приговорил коммерсанта к 3 годам колонии общего режима. Швирикасова хотели взять под стражу в зале суда, но ему неожиданно стало нехорошо. В Василеостровский суд приехала бригада "скорой помощи". Швирикасов, держась за сердце, в сопровождении врачей и судебных приставов прошел в машину. Состояние своего здоровья он не комментировал, а в машине медиков сразу же лег на носилки.

Адвокат Александр Афанасьев сообщил, что защита обжалует приговор Лялина в городском суде. Более того, он считает, что есть серьезные шансы сократить срок экс-директору музея. Например, обвинение по части 3 статьи 285 УК РФ («Злоупотребление должностными полномочиями, повлекшее тяжкие последствия») базируется на том, что не открытие в срок музея имело тяжкие последствия. В частности, была сорвана работа по закалке боевого духа российских воинов.

«Это само по себе сомнительно. Не обязательно приводить солдатиков и матросиков закалять воинский дух в музей. Для этого есть и другие места», - считает адвокат. Кроме этого, нанесенный государству ущерб оценивается в 647 млн рублей. Но, по словам Афанасьева, оценка ущерба датируется мартом 2013 года. После этого музей начал работать, а значит, ущерб восполнялся. При этом адвокат считает, что Александр Швирикасов в течение всего времени, когда шло следствие, откровенно и искренне «топил» его подзащитного. То, что коммерсант взят под стражу, он считает логичным.

«Я давно говорил - для того, чтобы ответить на вопрос, где деньги, которые государство выделило на музей, надо посадить Швирикасова рядом с Лялиным. Через три дня он приведет вас к тому месту под тремя пальмами, где зарыты деньги», - рассказал Афанасьев.

Защита рассчитывает на то, что в итоге реальный срок Андрею Лялину будет заменен на условный. То, что экс-директор ЦВММ провел за решеткой уже более двух лет, адвокат считает достаточным наказанием.