Posted 10 июля 2015,, 12:11

Published 10 июля 2015,, 12:11

Modified 31 марта, 07:15

Updated 31 марта, 07:15

СМИ: Пригородные электрички вновь могут сократить из-за недостатка средств

10 июля 2015, 12:11
По результатам опроса, в тех регионах, где было отменено самое большое число поездов, оказалось, что проблемы так и остались нерешенными. Дело не только в том, что у региональных властей таких денег нет, но и в том, что они не хотят отдавать их "дочкам" РЖД.

МОСКВА, 10 июля. РЖД пробует договориться с региональными властями о финансировании пригородных электричек в 2016 году. Об этом РБК рассказал представитель компании, который подчеркнул, что цель — сохранение всех маршрутов.

По результатам опроса РБК в тех регионах, где было отменено самое большое число поездов, оказалось, что проблемы так и остались нерешенными. Например, Забайкальский край задолжал пригородной пассажирской компании — "дочке" РЖД около 400 млн руб. за 2015 год. Такой же долг область накопит и в 2016 году, если не сокращать количество электричек, рассказал РБК губернатор Забайкалья Константин Ильковский. У региона есть только часть необходимых средств.

Псковская область должна железнодорожникам около 240 млн руб. в 2015 году, но пока на это у нее есть только 149 млн руб., отметил начальник отдела Департамента транспорта псковского правительства Вячеслав Клюхин. Без поддержки центра есть риск сокращения количества поездов, сказал начальник отдела транспорта правительства Костромской области Владимир Козлов. О финансовых проблемах заявили также чиновники Вологодской, Белгородской, Тверской, и Нижегородской областей. В пресс-службе правительства Тверской области сообщили, что они уже обратились Минфину России за помощью.

Проблема не только в том, что у региональных властей таких денег нет, но и в том, что они не хотят отдавать их "дочкам" РЖД. Основная претензия регионов — непрозрачность экономики пригородных компаний. То же самое в конце 2014 года и начале 2015 года говорили губернаторы.

"Мы не готовы компенсировать неэффективные затраты "дочки" РЖД. Примерно 80–85% расходов приходится на обслуживание подвижного состава и его аренду у материнской компании. Это непрозрачные для нас цифры, мы эти цифры не признаем", — заявлял в прошлом году губернатор Вологодской области Олег Кувшинников.

Для того, чтобы снять взаимные претензии губернаторов и РЖД относительно экономики пригородных компаний, правительство разработало законопроект, по которому решения о сумме компенсации дочерним компаниям РЖД из региональных бюджетов будет принимать Федеральная служба по тарифам (ФСТ). Проект принят Госдумой в третьем чтении 6 июля. ФСТ уже разработала проект методики по расчету ставок аренды за подвижной состав для пригородных компаний, он находится на согласовании в правительстве, отметил представитель службы.

Добавим, что в принятом правительством проекте "Основных направлений бюджетной политики на 2016 год и плановый период 2017–2018 годов" говорится о том, что решение проблемы с финансированием — в реформе пригородного транспорта, смысл которой заключается в укрупнении пригородных пассажирских компаний, что должно привести к сокращению издержек и передаче "дочкам" РЖД подвижного состава и депо в собственность. По словам представителя РЖД, процесс передачи имущества идет.

В начале февраля на совещании с членами правительства президент России Владимир Путин обратил внимание на сбои в пригородном железнодорожном сообщении. Глава государства потребовал решить этот вопрос немедленно. Тогда Аркадий Дворкович пообещал, что в ближайшие три-четыре дня будет восстановлено более 300 ранее отмененных электричек. Позднее стало известно, что все 312 электричек восстановлены.

В середине февраля президент РФ Владимир Путин раскритиковал Аркадия Дворковича за "неудовлетворительно проведенный анализ ситуации в регионах", связанной с движением электричек. Вице-премьер в то время уточнил, что готовится проект обнуления НДС по пригородным перевозкам или снижения его до 10%. В начале апреля Путин подписал закон, предусматривающий обнуление до 2017 года НДС на пригородные пассажирские железнодорожные перевозки.

В свою очередь, ОАО "РЖД" объявило о готовности передать электрички в уставный капитал пригородных пассажирских компаний. В марте правительство признало необходимость отмены 10–20 пригородных маршрутов, которые, как заявлял Дворкович, можно заменить автобусными. В конце марта четыре региона — Белгородская, Пензенская, Смоленская и Ульяновская области — заявили об отказе от ряда маршрутов, которые были отменены, а потом восстановлены в начале 2015 года.