Posted 13 июля 2015,, 09:55

Published 13 июля 2015,, 09:55

Modified 31 марта, 07:14

Updated 31 марта, 07:14

Москва-река: скоро порыбачим?

13 июля 2015, 09:55
Через несколько лет в Москве-реке можно будет купаться и ловить съедобную рыбу в любой точке столицы. Таковы планы, которыми поделился с общественностью главный архитектор столицы Сергей Кузнецов.

Через несколько лет в Москве-реке можно будет купаться и ловить съедобную рыбу в любой точке столицы. Таковы планы, которыми поделился с общественностью главный архитектор. По мнению экологов, ничего невозможного здесь нет, однако в роли «подводных камней» могут выступать не оцененные пока по опасности химикаты, а также коррупция.

"Подготовлена масштабная программа по улучшению экологической ситуации на Москве-реке. В частности, планируется на протяжении реки построить 53 новых очистных сооружения», - заметил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов и добавил: «После того как заработают все эти сооружения, река станет полноценной частью города. Здесь можно будет и ловить рыбу, и купаться без опаски».

Для такой серьезной задачи поставлены соответствующие сроки: так, первая очередь новых очистных комплексов должна заработать к 2018 году. Какой именно участок реки эта первая очередь очистит, остается пока в тайне. В пресс-службе Москомархитектуры отметили, что какие-либо подробности плана обсуждать пока преждевременно.

Посреди холодного лета и углубляющегося кризиса перспективы купания в центре мегаполиса в ближайшие годы, возможно, не так уж и греют. У простых людей имеются задачи понасущней. Но ведь как раз короткие-то купальные дни и должны бы использоваться по максимуму, чтобы у всех желающих была возможность окунуться.

А это не так просто. Ожидать появления в Москве дорогостоящих купальных зон с искусственными озерами вряд ли стоит - именно потому что период их эффективного использования короток. Вот и получается, что многие затурканные бытом простые москвичи не успевают вырваться в редкий жаркий день через весь город в Серебряный Бор - да ведь и он же серебряный, а не резиновый.

И как, действительно было бы хорошо, если бы жители спальных районов столичного юга могли свободно купаться в чистой воде широкой Москвы-реки возле теперь уже бывшего ЗИЛа. А «офисный планктон» мог бы захватить с собой плавки и купальники, дабы окунуться после рабочего дня на набережных центра, где, будем надеяться, оборудуют удобные спуски к воде. И как было бы замечательно, когда бы в Москве-реке водились вкусные и ценные породы рыб, а не знаменитые «подкаменники» и всякие «мутанты», с которыми только «кот Васька справится». В периоды кризисов было бы подспорье к столу.

Заслуженный эколог и председатель фракции «Зеленая Россия» партии «Яблоко» Алексей Яблоков заметил корреспонденту «Росбалта», что ничего особо технически сложного в поставленной задаче нет. В передовых странах это давно уже сделали (хотя в прошлом столетии реки в других мировых столицах долгое время были так себе по чистоте).

«Я был в Стокгольме - там в центре города лососей ловят на спиннинг. В Темзе лососи уже давно появились, в Рейне рыбалка идет и т. д., - рассказал Яблоков. - Сена - похуже, но тоже приличная река стала, а какая была грязная! Дунай во многом стал лучше. Много примеров, когда крупные реки в городах очищаются. Технологически - возможно, а вот практически - сомнительно».

Смущает Алексея Яблокова человеческий фактор, коррупция и т.п. «Очень много сейчас заявляется всяких замечательных, звучных экологических лозунгов - мол, не допустим загрязнения Арктики, будем рационально использовать наши леса... И все это превращается в свою противоположность».

Как напомнил в данной связи корреспонденту «Росбалта» директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин, благоустроить акваторию и берега власти города обещали всегда. Выполнялось же это всегда частично.

«Заявлено, что берега Москвы-реки будут обустроены каким-то разумным образом, на основе какой-то хорошей архитектурной идеи. Первый раз эти слова были написаны в генплане г. Москвы 1934 года», - заметил Блинкин.

«Что занялись - слава Богу, - одобрил эксперт. - Но, чтобы Москва-река была сплошным местом для купания, из нее надо убирать ту грязную часть транспортной работы, которая выполняется самоходными баржами по перевозке мусора, металлолома и всего на свете. А куда ее убирать? Не очень понятно».

Куда серьезнее и насущнее, по оценке Михаил Блинкина, та часть проекта обустройства Москвы-реки, победившего на международном конкурсе, что относится к строительству новых пешеходных и автомобильных мостов.

«Пешеходные мосты - очень прогрессивный и правильный проект, - подчеркнул Блинкин. - Когда появились два моста, на Андреевской набережной и у храма Христа Спасителя, они оказались более чем востребованы. Пешеходная связность города - замечательная задача, в отличие от купания в Москве-реке».

«В Москве-реке, как и в Неве, сейчас мы бы не рекомендовали купаться. По крайней мере, наши результаты показывают, что качество воды оставляет желать лучшего», - заметила корреспонденту «Росбалта» руководитель проектов токсической программы «Гринпис» в России Нина Лесихина. С точки зрения «Гринпис», очистка Москвы-реки возможна, однако здесь могут быть сложности, как раз технического, точнее, химического толка. И одними очистными сооружениями дело может и не обойтись.

«Нужно четко понимать, на что будут рассчитаны эти очистные сооружения, какова будет их эффективность, и с какими загрязняющими веществами они будут способны справиться, - подчеркнула Лесихина. - На данный момент коммунальные очистные сооружения способны справиться с бактериями, вирусами и поверхностно-активными веществами, которые используются в коммунальном хозяйстве».

Но, как отметила эксперт, очистные сооружения «Мосводоканала» не справляются с промышленными загрязнителями, такими как тяжелые металлы или фенол, или нефтепродукты. А при всем «разорении отечественной индустрии» в постсоветские годы, сброс промышленных стоков в Москву-реку продолжается. В частности, такой металл, как ртуть, водный патруль «Гринпис» в 2013 году фиксировал уже на выходе из очистных сооружений.

Особенно же беспокоят эксперта «Гринпис» другие химикаты - не столько даже промышленные, сколько опять-таки бытовые, поступающие в воду через канализацию. Но речь не о стиральных порошках.

«Во многих потребительских товарах типа одежды, косметики или бытовой химии используется широкий спектр современных химических веществ, которые являются крайне опасными в силу своих гормоноразрушающих свойств, - рассказала Нина Лесихина. - Большинство этих веществ еще не признаны загрязняющими и опасными. Поэтому они не нормируются и не мониторятся, не отслеживаются».

Что это за вещества? Эксперт «Гринпис» назвала в их числе фторированные соединения, фенол-А, парабены, алкилфенолы, бромированные антипирены. Они используются в производстве одежды, косметики или же электроники в каких угодно странах. А после стирки и т. п. процедур попадают в коммунальные стоки любой страны-потребителя.

«Если в России в реках очень высокий уровень содержания тяжелых металлов, тех же нефтепродуктов и фенолов, то в Европе с тяжелыми металлами ситуация получше. Но сейчас у них проблема номер один — это гормоноразрушающие вещества в потребительских товарах. С металлами они уже справились, - рассказала Лесихина. - Единственная возможная мера, на которую необходимо направить усилия и правительству, и бизнесу - это полный запрет и отказ от использования опасных химических веществ в производстве. Только так мы сможем избежать их попадания в Москву-реку».

Леонид Смирнов