Posted 17 июля 2015,, 10:29

Published 17 июля 2015,, 10:29

Modified 31 марта, 07:09

Updated 31 марта, 07:09

«Стоп-листом» по мобильному беззаконию

17 июля 2015, 10:29
Эксперты и представители сотовых операторов обсудили проблемы мобильных номеров «с историей» и опасности, которые влечет продажа сим-карт без сбора паспортных данных покупателя.

В Общественной палате предложили создать некоммерческую структуру, которая займется очисткой истории мобильных номеров, бывших в употреблении. Через такое агентство можно будет отказаться от любой рассылки, в том числе той, на которую подписался предыдущий владелец номера. Обращение к «стоп-листу» планируют сделать обязательным как для самих рекламных агентств, занимающихся рассылкой спама, так и для сотовых операторов. Функционал структуры и ее ответственность за данные пользователей, обсудили участники слушаний.

Спам давно входит в наши гаджеты без стука: кредиты, автострахование, салоны красоты.

Пользователи проекта по борьбе с мобильным спамом Numbuster (запущен в феврале 2014 года) более 2,5 млн раз столкнулись с нежелательными звонками, параллельно получив 15 млн спам-сообщений. На каждого пришлось примерно по 6 звонков и 37 сообщений.

По словам исполнительного директора Numbuster Евгения Гнутикова, у проекта уже есть свой рейтинг. Самыми назойливыми пользователи признали коллекторов и банки — 25% всех заблокированных сообщений. За ними следуют финансовые услуги, «биржевики» и «фонды» - более 20%, автосалоны и автостраховщики - более 18%, магазины и сфера услуг - более 12%, и даже наркотики - более 10%. Набирает обороты мошенничество с банковскими картами.

Нередко спам поступает пользователям сотовой связи по ошибке. «По статистике проекта «Россия без долгов», каждый седьмой мобильный номер сегодня имеет обременение в виде истории владельца, получившего кредит и сменившего номер телефона, указанный в анкете. Фактически, коллекторские агентства и профессиональные участники финансово-кредитного рынка периодически звонят тем, кто должником не является», - резюмировал участник проекта «Перспектива» и лидер инициативной группы «Стопспам» Денис Калугин.

Иными словами, новый владелец номера получает не самое приятное «наследство» от своего предшественника. Иногда подарок может оказаться весьма неожиданным. «Бывает, человек привязал мобильный к банковской карте, со временем перестал им пользоваться, и номер перепродали другому. Оператор историю не очистил, и время от времени новому пользователю приходят SMS о состоянии карты бывшего владельца номера с возможностью управлять счетом», - отметил Гнутиков.

Как пояснил глава некоммерческой организации «Национальное агентство по контролю телефонных номеров» Анатолий Чекин, номерные емкости сотовых операторов не безграничны. Неактивные номера отстаиваются в течение 3-6 месяцев, а затем перепродаются. Операторы не имеют технической возможности и не обязаны очищать историю б/у номеров. Этим вопросом вполне могло бы заняться независимое агентство — такое, как возглавляет сам Чекин, считают участники слушаний.

По заявкам физических лиц структура исключала бы номера из действующих баз рассылок и вела бы всероссийский «стоп-лист» - тот самый, ради которого и затевались слушания. Его появление избавило бы миллионы россиян от навязчивых звонков и информационного мусора, который регулярно приходит в виде сообщений. Главным действующим лицом в борьбе со спамом авторами идеи назначен сотовый оператор.

Нечто подобное существует сегодня в США, заметил замглавы департамента регулирования радиочастот и сетей связи Минкомсвязи Михаил Быковский. «Там есть база данных - что-то вроде «стоп-листа». Только туда обращаются не операторы, а рекламораспространители. Если номер есть в базе, рекламу не отправляют. Если отправляют, регулятор их наказывает. У нас проблема в одних отношениях, а решение предлагается в других», - отметил чиновник.

«Если будет создана некая база данных, третьи лица получат доступ к биллингу и системе операторов, вы представляете, какие нарушения могут возникнуть вследствие этого. Это же совершенно неуправляемый, неконтролируемый процесс», - высказал опасения руководитель по взаимодействию с органами государственной власти ПАО «ВымпелКом» Виталий Недыхалов.

Гнутиков со своей стороны поддержал идею создания независимого агентства. По его мнению, информацию такая «служба единого окна» могла бы давать участникам рынка обезличенно, отвечая за безопасность персональных данных.

Нашел идею здравой и коммерческий директор Easy SMS Дмитрий Тарасов. «Мы всегда проверяем рекламодателей, но у нас нет инструмента, позволяющего узнать, насколько правомерна отправка сообщений данному клиенту», - заметил Тарасов. Он подчеркнул: отсутствие подобной возможности вредит компаниям, легально организующим SMS-рассылки, и вместо благодарности за блокировку 80% спамового трафика сервисные компании получают штрафы от регулятора - ФАС.

Но если еще вчера SMS считались надежным каналом поставки информационного мусора, сегодня закон о запрете мобильного спама, принятый год назад, этот поток ослабил. «В июле прошлого года к нам поступало более четырех тысяч жалоб на спам. Сегодня — несколько десятков в месяц», - отметил представитель ОАО «Мегафон», руководитель по связям с органами исполнительной власти Никита Данилов. В такой же пропорции сократилось и число претензий со стороны ФАС.

Но если с SMS-спамом сотовые операторы все же борются, хоть и с переменным успехом, то как подступиться к интернет-мессенджерам вроде Viber или What's App, на которые переключились передовики рекламной рассылки, никто не знает.

«Сообщения в месседжерах сегодня отправляют в разы чаще, чем в SMS: 18,3 млрд против 8,2 млрд. Меж тем, деятельность операторов подвижной связи в России урегулирована, в то время как новые участники рынка, создающие приложения в сети, в законе никак не обозначены. Законодатель попросту не успел оперативно отреагировать», - заметил директор департамента управления регуляторными рисками ПАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) Андрей Рего.

«Спам перешел в мессенджеры, которые законом никак не регулируются», - подтвердил его коллега из «ВымпелКом» Виталий Недыхалов. Оператор при этом только предоставляет трафик, и юридически лезть в дела приложений не в праве. Более того: даже технически оператор не может посмотреть, что за сообщения хотят по What's App, заметил в свою очередь Никита Данилов. Прежде чем приступать к регулированию, представитель «Мегафона» предложил подумать об их правовом статусе.

Нет верного оружия и против мобильных мошенников, которые в последнее время активизировались. Последний тренд — замена сим-карт. «Опытные мошенники звонят вам, под разными предлогами — от покупки шкафа на Авито до ценного приза, который вам посчастливилось выиграть в лотерею, и выведывают персональные данные. Затем готовят фальшивую доверенность, идут к мобильному оператору и получают дубликат сим-карты. Дальше (как правило, ночью, пока человек спит), вставляют симку в телефон и грабят клиента, переводя все деньги с его карты на свою», - обрисовал схему первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Дмитрий Чугунов.

Сотовые операторы пытаются обезопасить клиентов: звонок до смены симки, блокировка SMS с номера в течение суток после замены. Но до тех пор, пока на каждом вокзале продают «паленые» сим-карты на глазах у полицейских, ничего не изменится, убежден Чугунов.

«Наличие анонимных, ни к чему не привязанных номеров плодит мошенничество и подрывает веру населения в безналичные платежи», - резюмировал он.

Проблема здесь не столько в сотовых операторах, сколько в правоприменении. Закон, который обязывает операторов продавать сим-карты только в стационарных объектах и только при предъявлении паспорта, действует. Меж тем, за год в стране составлено всего 70 протоколов о его нарушении.

Резолюция слушаний в процессе доработки, но кое-что из сегодняшнего обсуждения законодатели уже взяли на заметку. «Во-первых, нужно продолжить работу над законом об SMS-спаме: принимая его, мы оставили люфты. Во-вторых, в вопросе мессенджеров пока много темных пятен - возможно, чтобы подступиться к нему, необходима нормативно-правовая база. И в-третьих, мошенничество - это важная проблема, которую мы будем обсуждать в рамках закона о кредитно-финансовых учреждениях осенью», - резюмировала председатель Временной комиссии по развитию информационного общества верхней палаты парламента Людмила Бокова.

Анна Семенец