Posted 23 июля 2015,, 11:37

Published 23 июля 2015,, 11:37

Modified 31 марта, 07:04

Updated 31 марта, 07:04

«Трансаэро» летит к банкротству?

23 июля 2015, 11:37
Авиакомпания сделала ставку на рискованную экономическую модель, которая грозит довести ее до банкротства. Демпинг на рынке авиабилетов может только ухудшить финансовое положение «Трансаэро», сообщают СМИ.

Крупная российская авиакомпания сделала ставку на рискованную экономическую модель, которая уже в ближайшей перспективе грозит довести ее до банкротства. Демпинг на рынке авиабилетов может только ухудшить финансовое положение «Трансаэро», сообщает «Независимая газета».

На днях перевозчик опубликовал статистические данные по своей работе в первом полугодии 2015 года. На первый взгляд, дела у «Трансаэро» идут неплохо, и по ряду показателей ей удалось даже превысить прошлогодние результаты. Однако при более детальном изучении обнародованных цифр оказывается, что эта позитивная динамика касается лишь внутрироссийский перевозок, традиционно оказывающихся убыточными.

Между тем прибыльные заграничные рейсы, за счет которых компания и выживала все последние годы, потеряли более 10% пассажиропотока, отмечает «НГ». При этом рост обязательств авиаперевозчика за первый квартал 2015 года вырос до 130 млрд рублей, а чистый убыток составил 5,7 млрд рублей против прибыли годом ранее.

Нельзя сказать, что руководство «Трансаэро» не пыталось переломить ситуацию. Сделав ставку на демпинговые бизнес-модели, с самого начала 2015 года компания активно завлекала пассажиров разнообразными спецпредложениями и распродажами. Но это, видимо, не дало желаемого результата. За шесть месяцев текущего года перевозки увеличились всего на 0,4%. Подобный отказ от прибыли в условиях накопленных долгов и падения спроса ведет компанию прямиком к банкротству, полагает издание.

«Авиакомпании вынуждены прибегать к демпингу, чтобы увеличить пассажиропоток. Это рискованное мероприятие, – заявил руководитель отраслевого отделения «Деловой России» Сергей Варламов. - Возможно, у «Трансаэро» есть в планах источники средств, которыми они оплатят будущие перевозки, купленные сейчас пассажирами по демпинговым ценам».

Эти источники средств всем известны – только в конце 2014 года государство предоставило перевозчику госгарантии по кредитам на сумму в 9 млрд руб. Но, судя по всему, эти деньги ушли на поддержку упомянутого демпинга.

СМИ не раз обращали внимание на тот факт, что у «Трансаэро» старый самолетный парк и износ техники приводит к разного рода авариям. Поэтому многие пассажиры выбирают другие авиатранспортные компании, пусть даже и с более дорогими билетами. И бояться есть чего. Так, в конце июня Boeing-737 этого перевозчика должен был отправиться из столичного «Домодедово» в Краснодар, но буквально на взлете у него подломилось шасси. Самолет уткнулся фюзеляжем в землю и застыл в этом положении.

Как отмечают СМИ, это еще самый молодой лайнер данной модели, имеющийся у «Трансаэро» - ему всего 16 лет. Что уж говорить о более старых самолетах и их надежности, если возраст четверти лайнеров компании превышает 20 лет, а есть среди них и такие, что летают больше 25 лет. Поэтому отказы оборудования и технические неполадки преследуют этого перевозчика на протяжении многих лет.

Так, в конце мая этого года самолет «Трансаэро» не смог вовремя вылететь из Благовещенска по причине внезапно обнаруженной неисправности. В апреле, как сообщали СМИ, только бдительность пассажиров спасла другой лайнер, готовящийся к вылету из Тель-Авива. А осенью прошлого года только за одну неделю сразу у двух воздушных судов «Трансаэро» отказали двигатели: 5 сентября сорвался рейс Барселона-Екатеринбург, а 8 сентября - рейс Рига-Москва.

Похоже, что плохое состояние далеко не нового авиапарка, долговая нагрузка и падение пассажирского интереса сулят «Трансаэро» весьма пессимистичный сценарий. Тем более, что еще в прошлом году в авиационных кругах шли разговоры о возможном скором банкротстве этого перевозчика.

Сергей Петров