Posted 14 августа 2015,, 20:55

Published 14 августа 2015,, 20:55

Modified 31 марта, 06:45

Updated 31 марта, 06:45

Старость и скорость

14 августа 2015, 20:55
На российских дорогах становится все больше пожилых людей. Ученые утверждают, что вождение - отличное лекарство от болезней. В частности, пенсионеры, которые сидят за рулем, в два раза реже страдают от депрессий.

На российских дорогах становится все больше пенсионеров, причем многие из них в первый раз в жизни садятся за руль уже в пожилом возрасте. Статистика утверждает, что водители в возрасте ведут себя аккуратнее молодых. В рамках проекта «Лучшая половина жизни» «Росбалт» выяснил у экспертов, каким должен быть образцовый водитель-пенсионер.

Многие ошибочно считают, что основную угрозу на дорогах представляют пожилые люди. Причины такого мнения понятны: с возрастом у людей ухудшается зрение, реакция и здоровье в целом, а вот движение на улицах становится только оживленнее. Чтобы избежать ДТП пожилые водители чаще проходят медкомиссию, но в России эта процедура зачастую превращается в формальность — кому надо, права все равно получат, считают противники возрастных водителей.

«Новые навыки даются пожилому человеку с трудом, поэтому начинать водить в пожилом возрасте опасно. Я бы предложил десять раз подумать, прежде чем идти на такой шаг: даже самому осторожному человеку будет трудно», - отмечает член организации автомобилистов «Свобода выбора» Александр Холодов.

Периодически депутаты и общественники выдвигают инициативы каким-либо способом ограничить права пожилых, например, просто отбирать водительские удостоверения в определенном возрасте. В ответ активисты замечают, что это нарушение Конституции.

На самом деле общемировая статистика показывает, что молодые водители даже опаснее пожилых, а в России, как и следовало ожидать, основным виновником аварий уже в течение долгого времени являются не люди, а плохие дороги, из-за которых в период с января по июнь этого года случилось 40% ДТП. Именно из-за дорог за первые шесть месяцев погибли 3,8 тыс. человек. Да и физическую форму пожилых людей недооценивать не стоит.

По словам координатора движения автомобилистов «Товарищество инициативных граждан России» Александра Расторгуева, среди 60-летних водителей «очень много живчиков».

«Это адекватные люди, которые могли смотреть, как водят их дети и учиться. Им позволяет здоровье, их нормально обучили в автошколе — так почему бы и не сесть за руль?» - задается вопросом Расторгуев.

В среднем в каждой группе из 30 человек, обучающихся вождению, обязательно есть один-два пенсионера. Как заверяет начальник одной из петербургских автошкол Александр Борисов, начинающие водители в возрасте понимают всю ответственность и относятся к занятиям очень ответственно.

«Теорию все сдают уверенно. С вождением — труднее, но на дороге очень внимательны и спокойны», - отмечает он. Что неудивительно, подавляющее большинство пенсионеров сдают экзамены успешно. «Они приходят учиться мотивированными, тщательно обдумав свое решение. Единицы не могут освоить машину», - добавляет Борисов.

Вождение в пожилом возрасте — это еще и лекарство от болезней. Как выяснили американские ученые, пенсионеры, которые резко бросают водить машину, в два раза чаще страдают от депрессии, в отличие от пенсионеров, которые остаются за рулем. Кроме того, отказавшиеся от вождения пенсионеры в пять раз чаще становятся пациентами стационаров в связи с пошатнувшимся состоянием здоровья. Вождение является для пожилых людей своеобразным маркером независимости, потеряв которую психологическое и физическое состояние человека резко ухудшается.

«Пожилые люди за рулем — это прекрасно, это люди, которые не выпадают из жизни, остаются социально адаптированными, они меньше зависят от родственников», - говорит автомобильный эксперт Виталий Новиков, добавляя, что доля пенсионеров на дорогах с каждым годом будет только расти. И даже если станет больше пробок и ситуация в целом будет опаснее, нельзя лишать пенсионеров возможности водить машину.

«Чтобы было безопаснее, нам нужно говорить не о медобследовании пожилых, - уверяет он. - Нам нужны понятные правила дорожного движения, общее соблюдение правил. Если едем 60 км/ч — значит, едем 60, не 80. Еще непонятно, кто опаснее: молодые или старые».

Минимизировать опасность можно, если соблюсти самые простые правила. Например, ездить только в дневное время при хороших погодных условиях. «Нужно как можно меньше водить по ночам: в это время суток уменьшается внимание, и пожилой человек быстро устанет. В эти годы и зрение может подвести», - говорит Александр Расторгуев. Естественно, нужно водить спокойно и медленно, даже если «молодые ребята недовольны». Легче приспособится к вождению в маленьких городах со спокойным движением, добавляет он.

Как отмечает Александр Борисов, за руль в пожилом возрасте чаще всего садятся пенсионерки. Зачастую женщине приходится идти на такой шаг после смерти мужа. «Машина становится необходимостью, а не хобби», - говорит эксперт.

«Росбалт» уже рассказывал историю актрисы Театра имени Ленсовета Ирины Терешенковой, которая именно по этой причине в 63 года впервые села за руль собственной машины, а уже через неделю проехала 150 км. В том числе и машина дала ей возможность с пользой тратить появившееся на пенсии свободное время: ездить за границу, путешествовать по России. Для других пенсионеров автомобиль — еще и средство быстро оказаться на даче.

«Машина — это мои ноги», - рассказывала бывшая актриса. И таких, как она, сотни тысяч, каждый из которых с уверенностью скажет: «Научиться водить никогда не поздно».

Петр Михайлов