Posted 18 августа 2015,, 13:50

Published 18 августа 2015,, 13:50

Modified 31 марта, 06:43

Updated 31 марта, 06:43

Младшеклассникам пообещали единый экзамен

18 августа 2015, 13:50
«Минобразование вводит ЕГЭ для начальной школы». Такими заголовками на днях шокировали читателей СМИ. Но, как оказалось, схема, по которой предлагают проводить аттестацию, если и напоминает единый госэкзамен, то отдаленно.

«Минобразование вводит ЕГЭ для начальной школы». Такими заголовками на днях шокировали своих читателей СМИ. Но, как оказалось, схема, по которой предлагают проводить единую аттестацию федеральные чиновники, если и напоминает ЕГЭ, то весьма отдаленно. Что представляет собой централизованная проверка знаний, которую предлагает Минобразование, и чего ждут от ее внедрения эксперты, выясняла корреспондент «Росбалта».

«Всероссийские проверочные работы будут проводиться школами на основе уже привычных для учащихся и учителей контрольных, самостоятельных работ, сочинений и других форм, используемых школами для промежуточной аттестации», - сразу заверили «Росбалт» в министерстве. Ни о каком ЕГЭ в начальных классах ведомство не помышляет.

Более того, в пресс-службе подчеркнули: «не идет речи и о внедрении каких-либо новых экзаменов и дополнительных проверочных мероприятий - нагрузка на школьников увеличена не будет».

Всероссийская проверочная работа будет проходить ровно в том формате, к которому привыкли и ученики, и педагоги, с одной лишь разницей — правила и контрольно-измерительные материалы (КИМ) для всех школ страны будут едиными.

«Для детей такие работы будут ежегодной проверкой знаний и дополнительной мотивацией к обучению, а также они помогут в снятии психологических барьеров перед итоговой аттестацией в 9 и 11 классах. Для школы и педагогов это в первую очередь – возможность помочь отстающим ученикам и повысить уровень собственной квалификации», - пояснили в Минобре.

Эксперимент планируют провести на учащихся четвертых классов уже в новом учебном году. Сдавать выпускники начальной школы будут три предмета: русский язык, математику и окружающий мир.

«По итогам апробации с 2016 года возможно распространение этой практики и на другие классы начальной школы, а с 2017 – начальной и основной школы», - отметили в ведомстве.

Особое внимание в Минобре обратили на то, что писать проверочные работы школьники будут в своей школе, в своем классе под присмотром учителя, а полученная отметка будет точно так же влиять на итоговую отметку в четверти или в году, как и любая другая отметка за контрольную работу.

День проведения такой проверочной работы школа будет вправе выбрать самостоятельно.

Ранее замминистра образования и науки Наталья Третьяк заявляла СМИ, что результаты такой проверки позволят понять, на каком реальном образовательном уровне по отношению к требованиям ФГОСа находится школа, класс и ребенок. Чиновница не исключила и выборочной проверки работ министерством.

Речь идет о том, что многие регионы давно применяют на практике, заметил в свою очередь директор ЦО «Царицыно» Ефим Рачевский. В частности, Москва. «В рамках создания всероссийской системы оценки качества образования, которая заложена в стратегии развития образования на долгосрочный период, как раз проходит измерение (даже тестированием назвать это не могу, потому что это не тестовая система) уровня освоения образовательных программ. В Москве это идет лет пять, если не больше, так что ничего нового предложение Минобра не несет», - подчеркнул собеседник агентства.

По словам эксперта, это нормальная процедура. В Великобритании, скажем, национальный письменный экзамен проводится в 10, 14 и 16 лет.

Целесообразность единой проверки Рачевский объяснил так: «Традиционно, когда учителя начальной школы выпускают детей, они родителям говорят: «Вот перейдете в пятый класс, жизнь медом не покажется». Учителя пятых классов, в свою очередь, восклицают: «И чему только вас учили в начальной школе!» Независимая внешняя оценка позволяет этого идиотизма избежать».

Поддержал федеральных чиновников и депутат Госдумы РФ Олег Смолин. «В советский период одно время дети сдавали экзамены чуть ли не в каждом классе, начиная с основной школы. Если сейчас это будет классическая контрольная по математике, диктант по русскому языку, и, скажем, устный ответ по предмету «Окружающий мир», и при этом к детям будут относиться как к детям, а не как к зэкам, которых нужно проверять и досматривать, ничего плохого я в этом не вижу», - отметил парламентарий.

Сами же педагоги восприняли предложение ведомства с меньшим оптимизмом. Они опасаются дополнительной бюрократии и считают, что самим школьникам эта затея ничего не принесет.

Как рассказал «Росбалту» учитель русского языка и литературы, член совета Межрегионального профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий, сейчас проверка знаний в школах происходит следующим образом: существуют внутренние контрольные и внешние — так называемые срезы. Первые целиком отданы на откуп школам: задания (которые все чаще составляются по материалам с сайта ФИПИ), проведение, оценка. Это прямо прописано в законе «Об образовании». Вторые проходят по заданиям, спущенным региональными структурами.

«Срезы сейчас проводятся исключительно по схеме ЕГЭ», - заметил собеседник агентства. На проверку такие работы также отправляются «наверх»: оценивают здесь скорее не школьников, а школы.

«У ЕГЭ была простая идея: не сдавать два экзамена — выпускной и вступительный. Какое основание у чиновников есть сейчас, чтобы нарушить закон (как пояснил эксперт, то, что промежуточная аттестация находится исключительно в компетенции школ, прописано в законе «Об образовании») и заставить школы писать контрольные не по своим материалам, а на всю страну одинаково?» - недоумевал Луховицкий. Складывается впечатление, что чиновники просто хотят, чтобы им еще раз в чем-нибудь отчитались, резюмировал эксперт.

«При советской власти раз в три месяца тоже рассылались контрольные работы, которые по всей стране писали чуть ли не в один день. Но даже тогда для школы существовали возможности - причем совершенно легальные, понятные - отказаться от проведения контрольной, сославшись на экспериментальную программу или что-то еще. Сегодня же, когда каждая проверка знаний требует электронной отчетности, сделать это будет сложнее - электронная форма не предполагает объяснений», - заметил собеседник «Росбалта». Словом, кроме лишней бюрократии, по мнению эксперта, педагоги от предложения Минобра ничего не ждут.

Критически отнесся к инициативе и научный руководитель института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский. Понятно, что есть проблема качества образования, но, по мнению Адамского, то, что предлагает министерство - попытка простыми способами решать сложные задачи.

Если говорить о самой идее, по словам эксперта, для детей она опасна потерей мотивации. «Дело в том, что мотивация к учебе в раннем возрасте лежит внутри самого процесса обучения. Надежда на то, что проверочные работы усилят мотивацию — ошибочна», - подчеркнул он.

Непонятны собеседнику агентства и детали нововведения. «Проводиться контрольные будут по единым материалам, но в разные сроки. Будучи директором школы, конечно, я придержу сроки, посмотрю материалы, по которым писали контрольные в соседней школе. Но удержусь ли я от соблазна натаскать учеников? И какой тогда в этом смысл?» - недоумевал эксперт.

Более того, проверять контрольные и диктанты будут все те же школьные учителя. «Независимый внешний экзамен имеет смысл только в том случае, если он полностью внешний, и полностью независим от самой школы. Иначе получается: кто учит, тот и проверяет. Мы много раз это проходили — не работает», - подчеркнул Адамский.

«И уж точно не удержатся ни органы управления образованием, ни органы власти от административных выводов по поводу результатов», - добавил он.

Несмотря на то, что введение единой аттестации, казалось бы, дело решенное, никаких документов в Минобре на этот счет пока нет. По крайней мере, в пресс-службе ведомства не смогли «Росбалту» их ни назвать, ни предоставить. Таким образом, пока не ясно, кто и по каким показателям будет оценивать успех эксперимента, который грозит учащимся четвертых классов, и во сколько стране обойдется переход на новую, единую систему оценки знаний.

Анна Семенец