Posted 20 октября 2015, 15:45
Published 20 октября 2015, 15:45
Modified 31 марта, 05:48
Updated 31 марта, 05:48
Все, кроме, пожалуй, властей Грузии, на фоне войны на востоке Украины и российской спецоперации в Сирии совсем забыли о Южной Осетии. Но маленькая республика, которую Россия признала независимым государством после вооруженного конфликта 2008 года, нашла способ напомнить о себе.
Весьма показательно, как была подана новость о возможности присоединения Республики Южная Осетия (РЮО) к Российской Федерации. Информационные агентства сообщили, что президент РЮО Леонид Тибилов встретился с помощником президента РФ Владиславом Сурковым. Как и любое публичное появление фамилии этого кремлевского чиновника, это тоже сразу вызвало и у российских, и у зарубежных журналистов повышенный интерес. На этой встрече Тибилов якобы впервые и заявил о намерении провести референдум по вопросу вхождения РЮО в состав России.
По словам Тибилова, воссоединение с Россией является «вековой мечтой южноосетинского народа, который выстрадал эту идею на протяжении двух столетий противостояния грузинскому шовинизму и фашизму». Дальше еще интереснее. Явно намекая на нынешнее противостояние России с Западом, присоединение Крыма и готовность Кремля на ходу, часто при помощи силы, менять или разрушать привычные правила международной политики, Тибилов заявляет: «Сегодняшние политические реалии таковы, что мы можем сделать свой исторический выбор».
Юридическое обоснование для этой истории уже придумано. По словам президента РЮО, новый референдум необходим, несмотря на то, что подобные мероприятия уже проводились в 1992 и 2006 годах. В 1992 в Южной Осетии проголосовали за присоединение к России. Тогда это ни к чему не привело. В 2006 состоялся новый референдум, но вопрос на нем был сформулирован аккуратнее - жители республики выбрали независимость от Грузии. При этом более позднее народное волеизъявление как бы нивелировало результаты предыдущего. «В связи с этим нам необходимо обязательно проведение нового референдума по вопросу вхождения в состав Российской Федерации», - считает Тибилов.
Позднее пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что на встрече Тибилова и Суркова шло обсуждение интеграции с Россией, а вовсе не референдума по вхождению РЮО в состав России. Однако «вброс» первоначальной версии вполне мог быть «пробным шаром», запущенным с целью проверки общественной реакции. Ведь, в отличие от присоединения Крыма, здесь на общенациональное ликование можно рассчитывать с куда меньшими основаниями.
Итак, возможно ли вхождение Южной Осетии в состав России сегодня? Большинство экспертов, как это и было совсем недавно, накануне присоединения Крыма, уверены, что даже если такой референдум в республике пройдет, Москва вновь сделает вид, что его не заметила.
Логика таких размышлений проста: Кремль вынужденно, после войны 2008 года, пошел на признание независимости Южной Осетии. Так что сейчас нет никаких поводов для того, чтобы еще более резко обострять отношения с Грузией и Западом. Скорее всего, рассуждают те, кто не верит в скорое вхождение РЮО в состав Российской Федерации, Москва может лишь пугать таким сценарием Запад и грузинские власти.
Но не исключено, что на этот раз «прагматики» ошибаются. Приблизительно в это же время стало известно, что в Москве может появиться представительство (то есть, де-факто посольство) Сирийского Курдистана. Фактически это будет первым шагом к признанию права курдов на создание независимого государства. Пока только в Сирии, но с явными претензиями на населенные курдами территории Ирака и Турции.
Это очень серьезная заявка со стороны Кремля на готовность начать перекраивать границы внутри так называемого «Большого Ближнего Востока». Турки, разумеется, возмущены. Вряд ли эти планы понравятся ЕС и США. Но ведь новых санкций за это никто вводить не станет – а это сейчас для Кремля главное. Зато Москва окончательно превратится в центр притяжения для всех обездоленных и обиженных на современный миропорядок. Они будут знать точный адрес, куда обращаться со своими жалобами.
Присоединение Южной Осетии, которая и так уже существует за счет российского бюджета, хорошо ляжет в рамки подобной стратегии. Мало того, сейчас, когда Запад начинает привыкать к экстравагантным внешнеполитическим действиям России, подобное решение, скорее всего, даже не вызовет большого возмущения. И тут совершенно правы авторы текста, который зачитывал на встрече с Сурковым президент Южной Осетии – политические реалии и правда таковы.
Да, проблемы после принятия такого решения все равно у России возникнут, и очень серьезные. Но о них, похоже, сейчас решено не думать. Позиция Турции, Грузии, Азербайджана, Армении и многих других условно «малых» стран Кремль сейчас явно заботит слабо. Москве как будто кажется, что она ведет с Западом (а точнее, конкретно с США) партию на пресловутой «великой шахматной доске» и уже выигрывает, потому что пока оппоненты играют в шахматы, Кремль использует приемы из игры в «чапаева».
Создается впечатление, что в Москве так увлечены этим процессом, что стараются делать один за другим как можно больше неожиданных, нарушающих правила ходов. С единственной целью - не дать опомнится игроку с другой стороны доски.
Иван Преображенский